САЛЬЕРИ

САЛЬЕРИ
САЛЬЕРИ - герой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), второй пьесы цикла «Маленькие трагедии». Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. большой популярностью (самая известная среди них - «Тарар» на либретто П.Бомарше).
Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации, касавшиеся жизни великого композитора и его таинственной смерти. Широкое распространение получили слухи о том, что Моцарт был отравлен Антонио Сальери и будто бы тот на смертном одре признался в совершенном им злодеянии. Этой легендой воспользовался Пушкин, построив на ней интригу трагедии.
Хотя в названии трагедии имя С. стоит на втором месте, главным персонажем является он, а не Моцарт. Роль С. больше по количеству стихов, у него три монолога (у Моцарта ни одного), причем два из них весьма пространные. В монологах-исповедях С. излагает свои воззрения на искусство и свою жизненную философию. С. в прямом смысле действующее лицо трагедии, тогда как Моцарт оказывается объектом этих действий. Сначала С. сетует на несправедливость судьбы, отказавшей ему в награде за годы «трудов, усердия, молений», одарившей бессмертным гением «безумца, гуляку праздного»; потом с ужасом, видимо впервые, произносит вслух признание, что сделался «завистником презренным» - завидует Моцарту «глубоко, мучительно». Однако не из зависти С. отваживается на убийство. (В этом смысле знаменателен отказ Пушкина от раннего варианта названия трагедии - «Зависть».) Чувство зависти послужило лишь импульсом. Однако руководствуется С. иными мотивами, в его понятиях вполне возвышенными, соответствующими «гордому Сальери», как он себя называет. Услышав «безделицу» Моцарта, потрясшую его глубиной и стройностью, а еще более тем, что, сочинив «это», Моцарт «мог остановиться у трактира и слушать скрипача слепого», С. осознает свою историческую миссию: «Я избран, чтоб его остановить». Убивая Моцарта, С., как он полагает, восстанавливает справедливость и спасает искусство от слишком райских песен, недосягаемых «чадам праха». А иначе, убежден С., «мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки». Тайная цель С. - сделаться гением большим, чем Моцарт, проявив свою гениальность уже не в музыке, а на земле и «выше», ибо правды нет ни там, ни здесь, и он, С., призван такое положение исправить.
Образ пушкинского С. получил множество истолкований. В.Г.Белинский объяснял коллизию Моцарта и С. как столкновение «двух типов» художественного дарования: «непосредственной гениальности», проявляющей себя без усилия, без расчета на успех, и мастерства, добытого ремеслом. Развивая мысли Белинского, Г.А.Гуковский усматривал конфликт этой трагедии в противоборстве двух эстетических направлений - классицизма и романтизма. Подобные трактовки не лишены оснований. С., «в науке искушенный», разъявший музыку, «как труп», чтобы проверить «алгеброй гармонию», определенно тяготеет к «картезианскому» типу художника XVII-XVHI вв., опирающемуся на рассудок, преимущество которого отстаивал, например, Д.Дидро в своем «Парадоксе об актере». В пользу этого прочтения свидетельствует ряд характеристических совпадений между героем и образом «русского Расина», А.П.Сумарокова, каким тот представлен у Пушкина: «завистливый гордец, холодный Сумароков, <...> предрассуждениям обязанный венцом».
Подобное сугубо эстетическое толкование образа С. вызвало отповедь у критиков, искавших в трагедии более глубокий экзистенциальный смысл. В контексте последнего С. предстал выразителем идеологии масс-медиа, рупором черни, «тупой бессмысленной толпы», нетерпимой ко всему, что гениально и возвышается над общей массой. В самом деле, С. апеллирует к большинству («мы все...»), но к избранному большинству жрецов искусства (слова о бессмысленной толпе принадлежат ему, С.). Герой Пушкина отнюдь не «маленький человек», подавленный величием Моцарта и в своем ничтожестве пожелавший гения «сузить». Маленьких людей С. презирает (уличный скрипач для него «фигляр презренный», который бесчестит пародией высокое искусство); гениев же ненавидит. Первые в глазах С. слишком малы, вторые чересчур высоки - те и другие не укладываются в понятие меры, а значит, и справедливости.
Оригинальное толкование образ С. получил в поздней эссеистике Вяч.И.Иванова (статья «О Пушкине», 1937). Поэт-символист увидел в С. предтечу «теургов», мечтавших посредством искусства установить над жизнью свою деспотическую власть. С. в интерпретации Иванова «ревностный строитель красоты», созидающий «художническую церковь» и лишенный за эту подмену божественной благодати, нисходящей на Моцарта. Эту пушкинскую тему, считает Иванов, позднее продолжил Достоевский в легенде о Великом инквизиторе, где Христос, снова появившийся среди людей, объявлен нежелательным гостем.
«Моцарт и Сальери» - единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни (Александрийский театр, 1832). Первыми исполнителями ролей Моцарта и С. были соответственно И.И.Сосницкий и А.А.Брянский. Впоследствии роль С. играли М.С.Щепкин (1854), К.С.Станиславский (1915), Н.К.Симонов (1962), И.М.Смоктуновский (1979). Последний играл также и Моцарта. Трагедия обрела воплощение в одноименной опере Н.А.Рим-ского-Корсакова (соч. 1897), либретто которой почти дословно соответствует пушкинскому тексту. Первым исполнителем партии С. был Ф.И.Шаляпин (1898).
Лит.: Алексеев М.П. «Моцарт и Сальери». Комментарии
//Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. VII; Рассадин С. Друг Сальери
//Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 101-148.
С.В.Стахорский

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "САЛЬЕРИ" в других словарях:

  • Сальери — Сальери, Антонио Антонио Сальери Antonio Salieri Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Сальери А. — Антонио Сальери Antonio Salieri Дата рождения 18 августа 1750 Место рождения Леньяго, Италия Дата смерти 7 мая …   Википедия

  • Сальери — (Salieri)         Антонио (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, 7.5.1825, Вена), итальянский композитор, дирижёр и педагог. С 1766 поселился в Вене, был придворным композитором (с 1774) и капельмейстером (с 1788); руководил итальянской оперной… …   Большая советская энциклопедия

  • Сальери А. —         (Salieri) Антонио (18 VIII 1750, Леньяго, близ Вероны 7 V 1825, Вена) итал. композитор, дирижёр и педагог. Учился в Леньяго у брата Франческо С. (скрипка) и у соборного органиста Дж. Симони (клавесин). С 1765 пел в хоре собора св. Марка в …   Музыкальная энциклопедия

  • САЛЬЕРИ — (Salieri), Антонио, плодовитый и талантливый композитор, отличный дирижер, род. 19 авг. 1750 в Леньяно, ум. 7 мая 1825 в Вене; сын купца. С. обучался музыке первоначально у своего брата Франческо, хорошего скрипача и ученика Тартини, а также у… …   Музыкальный словарь Римана

  • Сальери А. — САЛЬÉРИ (Salieri) Антонио (1750–1825), итал. композитор, педагог. С 1766 жил в Вене. Автор св. 40 опер (внёс значит. вклад в развитие нем. зингшпиля), 4 ораторий, кантат, 5 месс, реквиема. Учениками С. были Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф.… …   Биографический словарь

  • Сальери Антонио — Сальери (Salieri) Антонио (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, ‒ 7.5.1825, Вена), итальянский композитор, дирижёр и педагог. С 1766 поселился в Вене, был придворным композитором (с 1774) и капельмейстером (с 1788); руководил итальянской оперной… …   Большая советская энциклопедия

  • САЛЬЕРИ (Salieri) Антонио — (1750 1825) итальянский композитор. С 1766 жил в Вене. Автор многих опер. Ученики: Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. Легенда об отравлении им В. А. Моцарта, использованная А. С. Пушкиным ( Моцарт и Сальери ), не имеет под собой реальных оснований …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сальери, Антонио — Антонио Сальери Antonio Salieri …   Википедия

  • Сальери Антонио — Антонио Сальери Antonio Salieri Дата рождения 18 августа 1750 Место рождения Леньяго, Италия Дата смерти 7 мая …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»