САНИН

САНИН
САНИН - герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип - человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления С. Герой - индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени». Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. «Так сказал Заратустра», 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью». Проповедуя, С. не обнаруживает страстности Заратуст-ры, который ему «скучен». В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л.Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания».
Реакцией на появление в печати романа о С. явилось огромное количество статей и книг, ему посвященных. Критики разделились на два лагеря. Одни, как И.П.Баранов, горячо приветствовали С. - певца «свободы» от веками давящей рутины и «символ грядущей силы». Другие, как Г.С.Новополин и А.П.Омельченко, предавали его анафеме, называя «диким зверем», «социальным паразитом», утверждая, что С.- герой порнографического романа, наследник героев действительно порнографических романов 80-х гг. XIX века. Против романа и его автора было возбуждено несколько судебных дел. Но Д.В.Философов еще в 1909 году писал, что здесь речь идет не о похоти, а о «скорби пола». После «шедевров» порнографического бума, захлестнувшего Европу в XX веке, очевидно, что С.- всего лишь реакция на пуританство в литературе.
С.- герой перелома времени, межвременья. Суть образа С. - в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души. Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. При умалении высшего начала низменное преобладает, превращая человека в существо хуже зверя. Но при замалчивании проблем плоти или при неумелом аскетизме плоть заявляет о себе, приводя человека к уродливой форме жизни. Сила образа С. заключается в привлечении внимания к тому, что пришло время вернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.- герой отрицания, знающий, как «не надо», пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова «зверь» и «тварь» по отношению практически ко всем персонажам. Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни. Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть - единственное «естество» человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию «Антихристианина» Ницше. В своем отрицании С. доходит до положения о бесплодности мысли человека вообще. Фауст и Гамлет ему скучны, как и Заратустра.
С.- герой-проповедник, открывающий окружающим новые истины. Он туманно говорит о новых условиях жизни, при которых не будет ни зверств, ни аскетизма. Именно эта туманность делает С. героем промежуточным, двойственным. Это герой нереализованных возможностей, не знающий, «как надо», но в отличие от мучающихся этим героев Толстого и Достоевского не уходящий в глубины саморефлексии, всему предпочитающий сон и рюмку водки. Он способен на кратковременный душевный порыв, сочувствие. Однако принятая им формула жизни превращает его из человека в самца и ведет ко все большей туманности относительно путей к «естеству» и счастью.
А. Блок, один из немногих современников, отнесшихся мудро к образу С., задавался вопросом относительно его будущего, считая, что скорее всего С. «потеряется». Образ С. получил у Арцыбашева завершение в образе художника Михайлова («У последней черты», 1912), который, следуя «голосу естества», дошел до грубости и насилия, а затем до потери возможности «наслаждения жизнью» и всепоглощающей тоски.
Лит.: Боровский В.В. Базаров и Санин. Две личности. 1909; Розанов Н.П. Крылья смерти. Владикавказ, 1913; Никоненко С.Г. Михаил Арцыбашев
//М.П.Арцыбашев. Тени утра. М., 1990; Руднев А. «Я человек жизни, и только жизни, земной, человеческой...»
//«Вопросы литературы». М., 1991. №11-12; Прокопов Т.Ф. Жизнь и смерть Михаила Арцыбашева
//М.П.Арцыбашев. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 1.
Л.Г.Вязмитинова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "САНИН" в других словарях:

  • Санин — Санин  русская фамилия. Санин, Александр Акимович (наст. фам. Шенберг; 1869 1956)  российский актёр, театральный режиссёр, театральный педагог. Санин, Владимир Маркович (1928 1989)  советский писатель и путешественник. Санин, Олесь …   Википедия

  • санин — санинспектор инспектор санитарной службы …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Санин — САНЬКИН САНАЕВ САНЕЕВ САНИН САНИЧКИН САНКИН САНКОВ САНОВ САНЬКОВ САНЮТИН САХНИН САХНОВ САХНОВСКИЙ САШЕНКОВ САШИН САШКИН САНЬКО САХНО САХОНЕНКО САШКОВ САШКО САХНЕВИЧ САШИХИН САШИХИН Фамилия от имени Александр (греч. мужественный , защитник). Саня …   Русские фамилии

  • САНИН Владимир Маркович — (1928 89) русский писатель. В прозе интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно психологические проблемы. Книги: Наедине с Большой Медведицей (1963), У земли на макушке (1970), Избранное (1983) и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • САНИН Александр Акимович — (наст. Шенберг) (1869 08.05.1956), режиссер. Окончил историко филологический факультет Московского университета. Был актером и режиссером МХТ (с 1899, одновременно с В. Э. Мейерхольдом), сорежиссером К. С. Станиславского по постановке массовых… …   Энциклопедия кино

  • САНИН Владимир Маркович — (1928 89), русский писатель. В прозе интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно психологические проблемы. Книги: «Наедине с Большой Медведицей» (1963), «У земли на макушке» (1970), «Избранное» (1983) и др …   Энциклопедический словарь

  • САНИН СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ — Род. 25.10.1937 г. в Ейске Краснодарского края. Окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева (1960). Доктор биологических наук (1999), профессор (1999), академик РАСХН (2005), академик РАН (2013). Видный ученый в области… …   Биографическая энциклопедия РАСХН, ВАСХНИЛ

  • Санин, Александр Акимович — Александр Санин Имя при рождении: Александр Акимович Шенберг Дата рождения: 3 апреля 1869(1869 04 03) Дата смерти: 8 мая …   Википедия

  • Санин, Владимир Маркович — Владимир Маркович Санин Рывкин Владимир Маркович В. Санин в полярном костюме Дата рождения: 12 декабря 1928(1928 12 12) …   Википедия

  • Санин, Владимир — Владимир Маркович Санин В. Санин в полярном костюме Дата рождения: Место смерти: Москва Род деятельности: Прозаик Направление: Проза о людях героических профессий Язык произведений: Русский …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»