- СИМПЛИЦИССИМУС
-
СИМПЛИЦИССИМУС (нем. Simplicissimus, лат. simplex - простак) - герой романа Ханса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус - любитель приключений» (1669). Образ С. связан с традицией плутовского романа и народных книг о наивном пройдохе с добрым сердцем и быстрым умом. По свидетельству автора, очень важен подзаголовок - «история одного диковинного ва-ганта», т.е. С. можно считать одним из первых персонажей «романа о художнике» (Kunstlerroman), распространенном в немецкоязычной литературе. С. живет в злую годину, кругом бушует война; ужасы войны в соответствии с традициями литературы барокко показаны с натуралистическими подробностями. «Средь множества смертей, средь ужасов и горя, когда разбой и мрак вершат свои дела», С. сохраняет душевную открытость, отзывчивость, добрый нрав и чистое сердце. Он потрясен страшными картинами военного лихолетья; не понимает, как люди приспособились жить в нечеловеческих условиях, старается помочь каждому, кто в такой помощи нуждается. С. вынужден признать, что «правда похоронена», а он по своей натуре не может не говорить правды, и поэтому выбирает личину шута, который говорит правду смеясь. Тяжелые события, свидетелем которых С. становится в своих странствиях по землям, охваченным огнем войны, не превращают его в мизантропа. Герой сохраняет жизнерадостность и веру в людей. С. всегда готов к шуткам, к забавам, может кого угодно одурачить, любит приударить за женщинами и даже взять то, что плохо лежит. Но в душе сохраняет чистоту. Балагурство С. напоминает персонажа известной с XIV в. народной книги об Уленшпигеле; отличие С. в том, что он простодушнее, ранимее, искреннее. Обстоятельства заставляют С. бороться за свою жизнь, прибегая к обману, неизбежность этого повергает героя в отчаяние, хотя его подружки-маркитантки, его приятели воспринимают грязь и зло мира как нечто само собой разумеющееся. Образ С. ознаменовал начало еще одной традиции, важной для немецкоязычной литературы: изображение экстремальной ситуации с точки зрения человека заурядного, одного из многих. Не желая больше жить с людьми, С. поселяется на уединенном необитаемом острове, сам возделывает землю и обустраивает место своего проживания. Многочисленные исследователи не преминули отметить предсказанное в образе С. появление персонажа эпохи Просвещения - Робинзона Крузо. С. стал любимым героем сразу по опубликовании романа, появлялись продолжения его приключений, от его имени были сочинены сказки, шутки, выпускались специальные народные календари, якобы составленные С. Отдельные коллизии романа вошли в пьесу Б.Брехта «Мамаша Кураж», тоже посвященную периоду Тридцатилетней войны (1618-1648). В немецком культурном сознании образ С. стал нарицательным, подобным образу Кандида Вольтера, обладающего чертами сходства с С. В конце XIX в. сторонниками обновления немецкой литературы был основан журнал «Симплициссимус», где печатались Т.Манн и Г.Манн, Г.Гессе и Ф.Ведекинд. Материалы журнала призваны были говорить правду читателям, как всегда и всем говорил ее С.Лит.: Федоров А. О «Симплициссимусе» Грим-мельсгаузена и его переводе//Резец, 1934, N 6; Пу-ришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XV1I вв. М, 1955.Г.В.Макарова
Литературные герои. — Академик. 2009.