- БЕРАНЖЕ
-
БЕРАНЖЕ (фр. Berenger) - герой нескольких произведений Э.Ионеско, среди которых самое знаменитое - пьеса «Носороги» (1959 г.; появившиеся на русском языке переводы заглавия как «Носорог» противоречат не только содержанию драмы, но и специальным заявлениям автора, всегда подчеркивавшего, что имел в виду множественное число, «однорогих» и «двурогих» животных, наличествующих в пьесе в большом количестве).Сумевший всех обескуражить анти-пьесой «Лысая певица» (1950) и трагическим фарсом «Стулья» (1952), Ионеско публикует в различных журналах короткие новеллы, которые остаются до поры до времени незамеченными. Когда после успеха «Носорогов» новеллы были изданы Галлимаром (1962), выяснилось, что они предшествовали многим знаменитым пьесам. В том числе и пьесе, где впервые появляется Беранже (ее название «Tueur sans gages» на русский переведено неточно - «Бескорыстный убийца», правильнее - «никем не нанятый убийца», «убийца-одиночка»; 1957). Новелла написана от первого лица и называется «Фотография полковника». «Я» из новеллы обретает в пьесе имя Беранже и позволяет предполагать в нем альтер-эго автора.Живущий среди покорных обывателей, смирившихся с невидимым и непонятным убийцей, терроризирующим обитателей городка, который Беранже хочет превратить в «лучезарный город», он единственный стремится убрать зло, мешающее счастью людей. С упорством, которое кажется окружающим абсурдным, Б. хочет встретиться с убийцей и разгадать его тайну: тот не трогает раболепных чиновников и вообще всех, кто покорен чужой воле. Б. попадается на ту же приманку, которую убийца использовал для предыдущих своих жертв; он наивен и не приспособлен к борьбе, но в его поступке проявляется непокорность, очевидная непохожесть на других.В еще большей степени эти черты присущи Б. из «Носорогов» (1959). Оказываясь свидетелем всеобщего оноеороживания, он всеми силами стремится сохранить свою индивидуальность, не утратить человеческий облик даже тогда, когда превращение в носорога оказывается единственной возможной формой существования. В одноименной новелле Б. выступает рассказчиком, и мы с самого начала понимаем, что он уцелел в страшных событиях. В пьесе исход его схватки становится ясен лишь в финальных фразах: «Я последний человек, и я им останусь до конца! Я не сдамся!»В обеих пьесах то зло, с коим сражается Б., забирает у него любимую, но утрата придает ему силы пойти до конца. Следующего Б., героя пьесы «Воздушный пешеход» (1962), личные беды минуют: знаменитый драматург, за которым даже на отдыхе охотятся интервьюеры (ситуация, хорошо знакомая Ионеско), приезжает в Англию в сопровождении любящих жены и дочери. Уже герой одноименной новеллы поражал всех способностью летать без помощи каких бы то ни было приспособлений, что невозможно объяснить с помощью здравого смысла. В пьесе эта спо собность Б. открывает перед ним страшные картины разрушительных и опустошительных событий. От обывателей его отличает не столько свободное парение над землей, сколько желание проникнуть в суть происходящего, выработать собственное к нему отношение. И как его одноименные предшественники, он оказывается за это наказан. Не раз появлявшийся в небе самолет сбрасывает бомбы именно на его домик.Свидетелем разрушений и полного запустения некогда могущественной безымянной империи становится и самый «высокопоставленный» из Б.- король Беранже I - герой пьесы «Король умирает» (1962). Впервые от Б. многое зависит, но он бездарно распоряжается своей властью и начинает интересоваться судьбами окружающих его людей лишь тогда, когда осознает, что жить ему осталось недолго. Трагикомизм ситуации, в которой оказывается герой, и очевидное стремление драматурга с его помощью представить сатирический вариант единоличной власти выводят Б. за пределы того круга, в котором проявились особенности характеров предыдущих героев по имени Б. Они сопротивлялись оглуплению людей и их покорности перед лицом силы, - он всемерно способствовал этому. Они обладали природным чувством собственного достоинства, и именно это чувство помогало им не отступать перед лицом опасности. Он и перед смертью в своей речи-завещании больше всего говорит о своем величии. А потому, очевидно, что главная краска, которой Ионеско рисует Б., все-таки сатирическая.Б. (без королевского титула) остался в творчестве драматурга-абсурдиста самым светлым и самым человечным образом. При всем различии ситуаций, в которые он попадает в трех пьесах, его поведенческие императивы сходны: он - не борец; никакие идеи его не увлекают, он вовсе не интеллектуал, ясно представляющий себе, как надо поступить в данной ситуации; он по самой своей сути, по своей человеческой природе не равнодушен к злу, у него аллергия на стадное существование; коллективизм и индивидуализм (как любой «изм») ему чужды. В Б. есть нерасчетливость и безоглядность Дон Кихота, но больше всего он - «простая душа», без пафоса и деклараций приверженная гуманистическим идеалам, не подлежащим пересмотру даже в абсурдном мире.Лит.: Проскурникова Т. Французская антидрама. М., 1968. С.58-74; Строев А. Эжен Ионеско//Французская литература 1945-1990. М., 1995. С.548-549; Trois E. «Rhinoceros» d'lonesco. P., 1970; lonesco E. «Rhinoceros»//»Notees et contre-notes». P., 1962.Т.Б.Проскурникова
Литературные герои. — Академик. 2009.