ГОФОЛИЯ

ГОФОЛИЯ
ГОФОЛИЯ (фр. Athalie) - героиня трагедии Ж.Расина «Гофолия» (1691). Источником для религиозно-политического сюжета трагедии послужила IV Книга Царств Ветхого завета. Основу ее конфликта составляет борьба за власть представителей рода Ахава, к которому принадлежит сама Г., и наследников рода Давида. В кровавой предыстории этой борьбы есть цепь преступлений, порождающих одно другое. Предки и родственники Г., известные непочитанием пророков и отступничеством от веры в единого Бога, были уничтожены, за что она, в свою очередь, предает смерти своих многочисленных внуков, уничтожая царский род Давида. Один из младенцев, Иоас, был спасен падчерицей Г. и тайно воспитан под другим именем в храме ее мужа - первосвященника Иодая. Все действие пьесы строится на противостоянии двух основных фигур: Г. - жестокой царицы, узурпировавшей власть, язычницы, поклоняющейся Ваалу, и Иодая - первосвященника, символизирующего веру в единого Бога, нетерпимого к иноверцам и сторонникам законного наследника на троне. Полярность религиозно-политических воззрений подкрепляется полярностью характеров и натур. Иодай - человек властный, расчетливый, умеющий повелевать умами и сердцами людей, абсолютно уверенный в непогрешимости своих конечных устремлений. Он - мастер «многофигурного» династического заговора, для него Иоас только козырная карта в игре, которую он разыгрывает в лучших традициях государственных переворотов. Он умеет вовремя молчать и вовремя вдохновенно ораторствовать, он знает людей как духовник и умеет играть на их чувствах: поразить воображение и подогреть страсти. По выражению Э.Фаге, «он вовлекает людей в свои планы с искусством дипломата, поддержанным авторитетом пророка». Он тайно воспитал в своем храме Иоаса, вооружил своих сторонников и склонил на свою сторону военачальника царицы, завлек ее ложным ходом в храм, чтобы убить ее и возвести на престол законного наследника. Иодай - центральная фигура трагедии: он присутствует на сцене во всех пяти действиях, в то время как Г. появляется лишь в трех сценах трех действий. Нервная, мятущаяся, с неустойчивой психикой, ищущая покоя и уверенности в других, не имея таковых в себе, бесконечно утомленная годами власти, которая требует постоянного напряжения, борьбы и насилия, суеверная и подозрительная, бросающаяся из крайности в крайность в своих политических решениях, она однозначно обречена на поражение в борьбе с таким противником, как Иодай. Она видит вещий сон о виновнике своей скорой гибели - Иоасе, но не дает приказа его убить и в конечном счете приходит в расставленную Иодаем ловушку навстречу своей смерти. Но именно она - трагическая героиня Расина, своеобразная предшественница Бориса Годунова. Г. установила мир с соседями, ее государство защищено от врагов: открытая тирания в отличие от скрытого заговора Иодая не является для нее самоцелью - «за кровь отцов я кровь потомков пролила» - она лишь платит ударом за удар, злодейством за злодейство. Но мир в душе, в котором она так нуждается, оказывается для нее недостижим, и первый же миг слабости - не принятое вовремя жесткое решение - становится для нее роковым, лишает власти и жизни. Перед смертью она бросает пророческие слова о том, что по прошествии времени в нынешнем отроке Иоасе проснется преступная кровь Ахава и история борьбы за власть будет продолжена. Дальнейший ход событий подтверждает ее слова: через 20 лет Иоас так же узурпирует власть и убьет своего сводного брата Захарию в храме. Поэтому религиозно-политические заговоры и их талантливые исполнители отступают на второй план для Расина. На первый выходит Г. как правитель, монарх, который становится тираном, узурпатором, убийцей, сохраняя свою власть. Соотносимы ли вообще мораль и высокие нравственные ценности с идеей власти или она автоматически отменяет эти нормы, предопределяя таким образом этический кодекс людей, берущих эту власть в руки? Способен ли вообще человек, слабый и несовершенный по своей природе, не поддаться искушению и не впасть в «мерзость», взойдя на трон? Эти янсенистски ориентированные вопросы о природе власти - основные для Расина - возникают в связи с судьбой Г. и делают ее истинной героиней трагедии. Наиболее известные исполнительницы роли Г. во Франции - А.Лекуврер, Дюмениль, Клерон, Рашель; в России - Е.С.Семенова.
Лит.: Батюшков Ф.Д. Женские типы в трагедиях Расина. СПб., 1896; Butler Ph. Classicisme et baroque dans 1'oeuvre de Racine. Paris, 1959; Goldmann L. Structure de la tragedie racinienne. Dans: Le theatre tragique. Paris, 1962.
И.Н.Губанова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ГОФОЛИЯ" в других словарях:

  • Гофолия — ивр. עֲתַלְיָה‎ …   Википедия

  • Гофолия — см. Аталия …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гофолия — (евр. Аталья, Атвльях) , Яхве возвышен ), жена иуд. царя Иорама, дочь Ахава и внучка Амврия (4Цар 8:18,26).Как и её мать Иезавель, Г. энергично и последовательно прокладывала путь в Иудейское царство культу Ваала, принятому царствующим домом… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Гофолия — Гоф’олия (Иегова велик) (4Цар.8:26 ; 4Цар.11:1 3,13,14,20; 2Пар.22:2 ,10,11,12; 2Пар.23:12 ,13,21; 2Пар.24:7 ) дочь Амврия, жена Иорама, царя иудейского. Способствовала сильному распространению идолопоклонства в Иудее. После смерти Охозии (ее… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Гофолия — Гоф’олия (Иегова велик) (4Цар.8:26 ; 4Цар.11:1 3,13,14,20; 2Пар.22:2 ,10,11,12; 2Пар.23:12 ,13,21; 2Пар.24:7 ) дочь Амврия, жена Иорама, царя иудейского. Способствовала сильному распространению идолопоклонства в Иудее. После смерти Охозии (ее… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Гофолия, — евр. Аталия (4 Цар. 8.26), дочь Ахава, жена Иорама, сына иудейского царя Иосафата; она ввела в Иудейском царстве поклонение Ваалу. После того, как Ииуй объявил себя царем в Израиле и убил Охозию, царя Иудейского, она присвоила себе престол,… …   Словарь библейских имен

  • Гофолия — Дочь Ахава: 4Цар 8:18 жена Иорама и мать Охозии: 4Цар 8:18,26; 2Пар 22:2 стала царицей, убив сыновей Охозии: 4Цар 11:1,2; 2Пар 22:10 12 царствовала шесть лет: 4Цар 11:3 убита, когда воцарился Иоас: 4Цар 11:4 16; 2Пар 23:1 15 …   Библия: Тематический словарь

  • Аталия — (Гофолия) сестра Ахава, царя израильского, и жена Иорама, царя иудейскаго, истребила после смерти своего сына Охозии всех царских детей (из рода Давида) и этим проложила себе путь к престолу. Один только Иоас, младший сын Охозии, был спасен… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 4Цар.11:1 — Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. 2Пар.22:10 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Четвертая книга Царств 11:1 — Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. 2Пар.22:10 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»