ГУНАДХЬЯ


ГУНАДХЬЯ
ГУНАДХЬЯ (букв, «средоточие добродетелей») - герой первой книги героико-роман-тической эпопеи «Океан сказаний» («Катхаса-ритсагара») Сомадевы, кашмирского поэта XI в. Эпопея называется «Книга о рождении Великого Сказа», («Брихаткатха»), написанного поэтом Г. в III-IV вв. н.э. на языке пайшачи. Оригинал его до нашего времени не сохранился. Последние сведения об оригинале относятся к XVI-XVII вв. Сохранились, однако, его переработки на санскрите, махараштри и тамильском языке, из которых «Океан сказаний» Сомадевы (XI в.) считается наиболее близко стоящим к оригиналу и содержательно, и художественно. Предшественник Сомадевы Кше-мендра уделил жизнеописанию Г. сравнительно небольшое место, зато Сомадева, использовав уцелевший фактический материал и художественно восполнив его, смог создать повествование о трагической судьбе автора «Великого Сказа» и самого произведения.
Начиная с V в. имя Г. и название его произведения, сопоставляемого с «Махабхаратой» и «Рамаяной», упоминают неоднократно Бана, Дандин, Сомадева Сури и другие классики ' древнеиндийской литературы. Сомадева, автор «Океана сказаний», сделал все необходимое, чтобы не нарушить прелести «Великого Сказа» и легче постичь хитросплетения различных историй. Он осознает необходимость сберечь великое произведение, написанное на народном языке, являя пример бережливого отношения к культурному наследию.
Легенда повествует, что оригинал состоял из семисот тысяч двойных строф (шлок), сообщавших об истории мироздания и тайных учениях первопоселенцев северо-запада Индии, особенно Кашмира и Пенджаба. В нем содержались жизнеописания семи верховных повелителей видьядхаров, т.е. «хранителей знания», гениев индийской мифологии, обитавших в поднебесном пространстве. Когда Г. завершил свой титанический труд, он решил поднести его в дар царю Сатавахане. Однако царь отверг сочинение, написанное на народном языке, и тогда Г. удалился на высокий холм, где читал поэму вслух, бросая каждый прочитанный лист в костер.
Тем временем во дворце Сатаваханы тревога: охотники перестали доставлять к царскому столу дичь и всякую свежатину. Причиной этого было то, что зверье и птицы, заслушавшись Г., отощали. Царь повелел охотникам проводить его к Г. Поняв, что это не кто иной, как воплощение ганы (т.е. служителя бога Шивы), царь поклонился ему в ноги и попросил пересказать ему все божественное сказание, родившееся из уст Хары (т.е. Шивы). Ответил ему на это поэт: «О царь, сжег я уже шесть рассказов, и было в каждом из них по сто тысяч шлок. Уцелел только один, и в нем тоже сто тысяч шлок, возьми его. Мои ученики растолкуют его тебе». Оставшиеся сто тысяч шлок содержали «роман о Нараваханадатте», седьмом верховном правителе видьядхаров. Постепенно «Великий Сказ», исполненный разнообразной прелести, своей увлекательностью заставляющий забывать древние сказания о богах, стал известен в столице, а потом пределом его известности стали три мира, на которые делится вселенная. В изложении Со-мадевы причудливо совмещаются реальные ситуации и сказочные сюжеты, принадлежавшие Г., а так же интерполированные самим Сомадевой фольклорные и литературные сюжеты (их почти четыре сотни). Вряд ли разрешим вопрос о содержании оригинала творения Г., тем более что в «Океане сказаний» у Сома-девы несомненными интерполяциями выглядят сюжеты «Панчатантры» и «Двадцати пяти рассказов веталы», да и некоторые другие, но при этом все сюжеты «Океана сказаний» представляют подлинную сокровищницу народной повествовательной литературы, которая оказала влияние на литературы не только соседних народов, но и народов Запада, особенно в области новеллистики.
Лит.: Ольдеибург С.Ф. Материалы для исследования индийского сказочного сборника «Brhatkatha»
//ЗВОРАО. 1888. Т.З, вып.1; Серебряков И.Д. «Океан сказаний» Сомадевы как памятник индийской средневековой культуры. М., 1989.
И.Д.Серебряков

Литературные герои. — Академик. 2009.

Смотреть что такое "ГУНАДХЬЯ" в других словарях:

  • ГУНАДХЬЯ — (прибл. 3 4 вв.) древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов пайшачи. Его сказочный эпос Великий сказ дошел до нас в санскритских версиях кашмирских писателей Кшемендры (11 в.) и Сомадевы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гунадхья — (приблизительно III  IV вв.), древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов  пайшачи. Его сказочный эпос «Великий сказ» дошёл до нас в санскритских версиях кашмирских писателей Кшемендры (XI в.) и Сомадевы. * * * ГУНАДХЬЯ… …   Энциклопедический словарь

  • Гунадхья — (гг. рождения и смерти неизвестны)         древнеиндийский поэт. Писал на языке пайшачи. Его сказочный эпос «Брихаткатха» («Великий сказ», около 5 6 вв.) свод древнеинд. народной литературы. Включает повествование о похождениях Нараваханадатты,… …   Большая советская энциклопедия

  • Гунадхья —          др. инд. поэт. Нек рые исследователи относят его деятельность к нач. н.э. Согл. старин. преданию, к рое приравнивает Г. по значению к Вальмики, он родился в г. Пратистхана и был министром царя Сатавахана. Г. счит. автором эпич. поэмы… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ГУНАДХЬЯ — (прибл. 3—4 вв.), индийский поэт (на пракрите). Свод древнеинд. нар. лит ры эпос «Великий сказ» дошел в санскрит., непал. (Будхасвамина, 8—9 вв.) и кашмир. (Кшемендра и Сомадева, 11 в.) обработках, а также на махараштри (Сангхадасагани …   Литературный энциклопедический словарь

  • Дандин — (гг. рождения и смерти неизвестны)         древнеиндийский писатель и теоретик литературы 6 7 вв. Автор трактата по теории литературы «Зеркало поэзии» и романа «Похождения десяти принцев», генетически связанного со сказочным эпосом Гунадхьи (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Обрамлённая повесть —         средневековый литературный жанр, для которого характерно объединение посредством связующей повествовательной «рамки» разнородных рассказов новеллистического, сказочного или басенного типа. Нарративная, развлекательная установка вставных… …   Большая советская энциклопедия

  • Сомадева — (санскр. Somadeva), прозванный Бхатта (с. Bhatta), т. е. великий ученый составитель объемистого собрания рассказов, носящего название Катхасаритсагара (санскр. Kathâ sarit sâgara = море сказочных рек). С. был родом из Кашмира и жил около конца XI …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИНДИЙСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА — ИНДИЙСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность явлений литературно исторического процесса у разных народов и народностей древней и раннесредневековой Индии, запечатленная в памятниках литературы, главным образом на санскрите и пракритах, с древнейших …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.