ВРОНСКИЙ

ВРОНСКИЙ
ВРОНСКИЙ - центральный персонаж романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1873-1877), граф, флигель-адъютант, богач и красавец. До романа Толстого фамилия В. встречается в наброске А.С.Пушкина «На углу маленькой площади», послужившем автору одним из источников замысла произведения. Обстоятельства жизни, внешность, характер героя и его сюжетная линия могут быть соотнесены с традицией изображения героев «светских повестей» 30-х годов XIX века.
Алексей Кириллович В. был воспитан в Пажеском корпусе, не знал семейной жизни, рано лишился отца, был подчеркнуто почтителен к матери, но не любил и не уважал ее за бесконечные связи и легкомысленно светский образ жизни. Среди товарищей по службе в блестящем гвардейском полку В. слыл безукоризненно честным человеком, добрым малым и имел отчасти даже романтическую репутацию, т.к. еще в детстве спас из воды женщину, затем хотел отдать свое состояние брату и до совместной жизни с Анной действительно отказывался 1 в его пользу от большей части своих доходов.
Несмотря на цельность характера, доброту, твердость, мужество и настоящее благородство, В. - неглубокий человек, практически лишенный серьезных интеллектуальных запросов. Его отличают типичные для светской молодежи шаблонные представления о жизни и в отношениях к людям, когда искренние поступки и чувства, целомудрие, крепость семейного очага, верность кажутся смешными и устаревшими ценностями, а люди более низких социальных кругов представляются недостойными заинтересованного внимания и уважения. Именно эти качества героя в полной мере сказались во взаимоотношениях с Кити Щербац-кой, которую В. сознательно увлекал ради удовольствия видеть силу своего влияния, но не имея серьезных намерений, не заботясь о ее чувствах и репутации.
После случайной встречи с Анной под влиянием любви к ней В. изменяется: в нем кроме сильного чувства проявляются искренность и способность к состраданию и жалости. Впечатление от встречи с Анной действует на В. почти стихийно: на лице его появляется несвойственное ему выражение «потерянности и покорности», он едет за нею в Петербург, всюду преследуя ее и добиваясь сближения. Постепенно его чувство превращается в настоящую любовь. Нечто стихийное и даже ужасное, независимое от разума и воли, есть во В. и для героини: первое знакомство во время трагической гибели железнодорожного рабочего, внезапное возникновение из тьмы и метели по дороге в Петербург. Толстой постоянно подчеркивает в облике В. настораживающие детали: привычку при улыбке «выставлять» зубы; начинающую плешиветь голову. В сцене сближения В. с Анной прямо указывается на его сходство с убийцей, склонившимся над телом своей жертвы. Непосредственно с этим эпизодом связан другой, ключевой для понимания характера героя и его сюжетной роли, - скачки, во время которых В., эгоистически думавший лишь о себе, из-за небрежной неосторожности губит свою любимую лошадь Фру-Фру. Этот эпизод имеет символическое значение, т.к. кличка лошади ассоциировалась у современников Толстого с названием французской мелодрамы Мейлока и Га-леви «Frou-frou» (1870), героиня которой погибала в результате своей измены мужу.
Сблизившись с Анной, В. долго был внутренне удовлетворен сложившейся ситуацией, не требовавшей от него каких-либо решений и изменений в жизни, тем более что любовь отвлекла его на время от честолюбивых служебных планов. Рождение дочери, болезнь Анны и, главное, прощение ее мужа заставили В. увидеть в поступке Каренина нечто недоступное и непонятное ему. Отчаяние от потери возлюбленной, подсознательное моральное унижение побуждают В. к попытке самоубийства, после которой любовники вновь сближаются и уезжают после отставки В. в Италию, а затем в его имение.
Совместная жизнь с Анной не поглощает всех интересов В.: он с жаром и успешно занимается преобразованиями по европейскому образцу в своем хозяйстве, участвует в дворянских выборах, всячески отстаивает свою мужскую независимость и свободу. Несмотря на сильное чувство, жалость и внимание к Анне, В. не понимает полностью ни ее мучений, ни сложности ее двусмысленного положения, что приводит к частым ссорам, взаимному раздражению, отчуждению и, наконец, гибели главной героини. В. тяжело переживает ее смерть, морально сломлен и уезжает добровольцем в Сербию с явным желанием погибнуть.
Лит.: Моисеева Г.Н. Образ Вронского в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (О литературном прототипе)
//Классическое наследие и современность. Л., 1981. см. также Лит. к статье «АННА КАРЕНИНА».
Е.В.Николаева

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВРОНСКИЙ" в других словарях:

  • Вронский-Гёне — Вронский Гёне, Иосиф Мария Юзеф (Иосиф) Вроньский Józef Maria Hoene Wroński Дата рождения: 24 августа 1776(1776 08 24) Место рождения: Вольштын (Польша) Дата смерти …   Википедия

  • Вронский — Содержание 1 Известные носители 1.1 Б 1.2 В 1.3 …   Википедия

  • Вронский С. — Сергей Вронский Имя при рождении: Сергей Аркадьевич Вронский Дата рождения: 3 сентября 1923 Место рождения: Ростов на Дону, СССР …   Википедия

  • Вронский С. А. — Сергей Вронский Имя при рождении: Сергей Аркадьевич Вронский Дата рождения: 3 сентября 1923 Место рождения: Ростов на Дону, СССР …   Википедия

  • Вронский —         Вахтанг Иванович (псевдоним; настоящая фамилия Надирадзе) [р. 28.8 (10.9).1905, Тбилиси], советский балетмейстер, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1940. В 1923, окончив Тбилисскую балетную студию, был солистом театров оперы и… …   Большая советская энциклопедия

  • Вронский Е. А. —         Евгений Алексеевич (29 XII 1882 (10 I 1883), с. Сорочинское, ныне Куйбышевской обл. 30 IV 1942, Тбилиси) советский певец (баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1941). Пению обучался в Милане (1904 07) и Дрездене (1907) у А. Пасхалис ди Сувестро …   Музыкальная энциклопедия

  • Вронский В. И. — ВРÓНСКИЙ (наст. фам. – Надирадзе) Вахтанг Иванович [р. 28.8(10.9).1905, Тбилиси], сов. балетмейстер. Нар. арт. СССР (1962). Чл. КПСС с 1940. С 1923, по окончании Балетной школы при Наркомпросе Грузии в Тбилиси, солист т ров Ростова на Дону,… …   Балет. Энциклопедия

  • Вронский Гёне — (Hoene Wronski) польский мистик и математик (1778 1853). Собственно его фамилия Гёне и он переименовал себя только около 1815 года в Париже. В 1794 году В. принимал в качестве офицера артиллерии участие в защите Варшавы от прусских войск. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВРОНСКИЙ Вахтанг Иванович — ВРОНСКИЙ (Надирадзе) Вахтанг Иванович (1905 88) российский и украинский балетмейстер, народный артист СССР (1962). Главный балетмейстер театров в Одессе (1940 54) и Киеве (1954 69). 1961 73 руководитель украинской труппы балета на льду, в 1978 79 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вронский Вахтанг Иванович — (псевдоним; настоящая фамилия Надирадзе) [р. 28.8 (10.9).1905, Тбилиси], советский балетмейстер, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1940. В 1923, окончив Тбилисскую балетную студию, был солистом театров оперы и балета Ростова на Дону, Баку …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»