- "На картину Рембрандта"
-
«НА КАРТИНУ РЕМБРАНДТА», стих. (1830—31), воссоздающее впечатления Л., вызванные одним из портретов Рембрандта. Худож. особенности картины, размышления о личности ее автора, попытки проникнуть в тайну изображенного лица — таковы компоненты поэтич. отражения живописного полотна. Юношеское стих. Л. — первое прямое свидетельство его пристального внимания к иск-ву Рембрандта. Здесь раскрываются также эстетич. идеалы самого Л. нач. 30-х гг. Поэтич. размышление об оригинале картины вызывает представление о некоем героизированном байронич. образе, характерном для Л. той поры. Остроромантич. пафосом отмечено восприятие не только картины, но и творч. личности самого художника, «мрачный гений» к-рого Л. сближает с гением Дж. Байрона: им обоим знакомы порывы «страстей и вдохновений», в этом видит поэт связующее их эмоц. начало.
Исследователи не раз пытались определить, о какой картине Рембрандта идет речь. Худож. критик Н. Врангель в ст. «Лермонтов-художник» (1912) сообщает о негативном результате своих поисков. В сов. лермонтоведении принято считать (впервые Л. Гроссман), что т. н. «Молодой человек в одежде св. Франциска» («Молодой монах-капуцин в высоком капюшоне») — портрет, находившийся в худож. галерее гр. А. С. Строганова в Петербурге, есть та самая картина, о к-рой говорится в стих. Л. Однако это предположение оставляет нерешенным ряд вопросов, связанных с содержанием стих. и его датировкой. При существующей атрибуции стих., написанное в 1830—31 в Москве, оказывается созданным прежде, чем Л. мог увидеть оригинал, т. к. в Петербург поэт приехал в авг. 1832. Попытка передатировать в связи с этим стих. (М. Ваняшова) явно несостоятельна. Не доказано и предположение, что в нач. 30-х гг. картина находилась в Москве (Гроссман). Яркий романтич. образ, созданный Л., не мог быть вызван картиной, для к-рой, как теперь известно, позировал 18-летний сын художника Титус. Возраст изображенного исключает высказанное поэтом предположение о том, что перед ним автопортрет Рембрандта, написанный в «страдальческие годы», т.е. в последний период жизни художника. Таковы противоречия принятой атрибуции, заставляющие признать, что картина, взволновавшая творч. воображение Л., не установлена.
Стих. иллюстрировал А. А. Гурьев. Автограф неизв. Авторизов. копия — ИРЛИ (тетр. XX). Впервые — «БдЧ», 1845, № 1, отд. 1, с. 6—7. Датируется по положению в тетради.
Лит.: Врангель, с. 213; Гроссман (3), с. 61—74; Иванова Т. (2), с. 134—35; Вацуро (1), с. 55—56; Пейсахович (1), с. 432; Ваняшова М. Г., Л. и Рембрандт, в кн.: Проблемы рус. лит-ры, в. 2, Ярославль, 1968, с. 269—87.
Е. А. Ковалевская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981