- Константинов Федор Денисович
-
КОНСТАНТ́́ИНОВ Федор Денисович (р. 1910), сов. художник. Первое произв. Л., к-рое иллюстрировал К., — поэма «Мцыри» (отд. изд., М., 1941) — 8 гравюр на дереве (авт. оттиски — музей ИРЛИ). В 1949 К. расширил эту серию, добавив 25 гравюр — заставки к главам («Беглец. Мцыри», М., 1949); в том же изд. — 3 гравюры к поэме «Беглец», лучшая из них — суровая, трагич. сцена «Мать, прогоняющая сына». Иллюстрируя новое изд. «Мцыри» (М., 1961), К. вновь переработал и дополнил всю сюиту (авт. оттиски — музей ИРЛИ, музей «Тарханы»). Наиболее значит. работы: «Голова Мцыри» (суперобложка), «Мцыри, любующийся горами» (фронтиспис), «Мцыри в грозу» (вклейка), «Мцыри ночью в горах» (вклейка), «Бой с барсом» (вклейка). Используя выразит. средства черно-белой гравюры на дереве, К. передал мятежный дух поэмы. Картины природы помогают раскрыть образ Мцыри.
Еще в 1940 К. задумал серию иллюстраций к «Герою нашего времени», для чего ездил на Кавказ. Осуществился этот замысел лишь в 1961 (изд. М., 1963). Серию ксилографий открывает портрет Л. (фронтиспис; авт. оттиск — музей ИРЛИ); художник не повторил ни одного из прижизненных изображений, воплотив свое восприятие личности поэта как глубоко трагической. Предваряет сюиту горная панорама на суперобложке, создающая романтически взволнованное настроение. К повести «Бэла» художник выполнил 20 гравюр. Наиболее значительны: «Первое знакомство Печорина с Бэлой» и «Портрет Бэлы». В иллюстрациях к повести «Максим Максимыч» правдивый образ гл. персонажа — большая удача художника. Менее удался Печорин. К «Тамани» К. создал 3 страничных илл., полустраничную заставку, 7 малых илл. в тексте и концовку. Почти на всех гравюрах этой серии — волнующееся море, освещенное луной. Черные силуэты в контрастном сочетании с бликами света усугубляют впечатление призрачности и таинственности, к-рыми окрашено повествование.
К «Княжне Мери» выполнено 24 гравюры, в т.ч. «Переезд через Подкумок» и «Дуэль» (двустраничный разворот). Интересен, но спорен портрет Печорина: в нем доминируют черты, роднящие его с Мцыри; романтич. одноплановость скрадывает сложность характера. К «Фаталисту» выполнены 3 гравюры, в т.ч. «Вулич с пистолетом у виска» (воплощает суровость и решительность героя) и «Картина ночи» (контраст между вечной красотой природы и жалким жребием человека).
Из лирики К. иллюстрировал: «Два великана», «Из Гёте», «Тучи», «Родина», «Выхожу один я на дорогу» (Избр. произв., Детгиз, М. — Л., 1953; авт. оттиски — музей ИРЛИ, Музей Л. в Пятигорске). К 4-му переизд. этой книги (1964) К. сделал суперобложку: величеств. горная панорама — одна из лучших его пейзажных работ. В 1964 создана серия станковых линогравюр на сюжет поэмы «Демон» (авт. оттиски — музей ИРЛИ): «Демон, летящий над скалистым ущельем», «Демон на фоне звездного неба», «Тамара в монастыре у окна», «Демон у стен монастыря», «Демон и Тамара у окна в келье». Иллюстрации К. — значит. вклад в худож. интерпретацию соч. Л.
Соч. Любимые образы, «В мире книг», 1964, № 8; Образы великих творений, «Творчество», 1964, № 10 (94).
Лит.: Кузнецова Ю., Художник-романтик, «Иск-во», 1963, № 11; ее же, Ф. Д. Константинов, М., [1965], с. 56—63, 103—04.
Е. А. Ковалевская, Н. А. Яковлева Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981