Полонский Яков Петрович

Полонский Яков Петрович
ПОЛ́́ОНСКИЙ Яков Петрович (1819—98), рус. поэт. В 1838—44 вошел в круг молодых литераторов, знакомых Л. или заинтересованных его творчеством (А. А. Григорьев, Т. Н. Грановский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.). Вспоминая о лит. впечатлениях юности, П. писал: «Меня...занимали задачи искусства, восхищал Лермонтов, который овладел всеми умами. Я мало встречал людей, которые не преклонялись бы перед силою его поэтического гения», — и приводил в пример восторженные отзывы К. Д. Кавелина и Самарина. В стихах П., особенно ранних, нередки тематич. и интонац. соприкосновения с Л. (ср. стих. П. «У двери», 1888, ранняя ред. 1851, и «Свиданье» Л.); встречаются и прямые реминисценции («Бэда-проповедник», 1841, П. и «Три пальмы» Л.). В 1846 П. уезжает на Кавказ и попадает в среду, к-рая составляла (в значит. части) кавк. окружение Л.: бывает в доме А. Г. Чавчавадзе, встречается с Н. А. Грибоедовой, Е. Ф. Ахвердовым, пасынком П. Н. Ахвердовой, берет уроки азерб. яз. у Мирзы Фатали Ахундова; знакомится с Г. Г. Гагариным, Л. С. Пушкиным, В. А. Соллогубом и др. Кавк. тематику в своих произв. П. прямо ассоциирует с творчеством Л. «Герой нашего времени» оставляет глубокий след в его поэзии. В неоконч. поэме «Караван» (1859), рисуя образ горца Тамур-Гассана, наделенного нек-рыми чертами «благородного разбойника», П. опирается на образ Казбича. «Песня Казбича» находит отражение в «Грузинской песне» П. (1848). Стих. «На пути из-за Кавказа» (1851) — поэтически проникновенное воссоздание лермонт. мотивов и образов (сюжетные параллели из «Княжны Мери», пейзаж), обращение к к-рым служит выражению собств. мыслей и настроений П.: «Душу, к битвам житейским готовую, / Я за снежный несу перевал / Я Казбек миновал, я Крестовую / Миновал — недалеко Дарьял...В стороне слышу карканье ворона — / Различаю впотьмах труп коня. / Погоняй, погоняй! Тень Печорина / По следам догоняет меня...». Характерно, что поэзия П., особенно балладного и новеллистич. жанра, нередко соотносится именно с прозой, а не с поэзией Л.; так, прямую парафразу на темы «Тамани» представляет стих. «Финский берег» (1852). Текстуальные совпадения и даже заимствования из Л. довольно часты и в зрелой лирике П. Более существенно, однако, своеобразное преломление у него лермонт. тем и мотивов. В их ряду занимает свое место тема демонизма; еще в 1844 в стих. «К Демону» П., отдавая дань приверженности лермонт. скептицизму («И я сын времени; и я / Был на дороге бытия / Встречаем демоном сомненья; / И я, страдая, проклинал / И, отрицая провиденье, / Как благодати ожидал / Последнего ожесточенья»), говорит о своем преодолении «разрушительной» демонич. позиции, о создании «нового храма». В стих. «В потерянном раю» (1876) демонич. искуситель, в отличие от лермонтовского, лишен уже всякого обаяния: это злой, чуждый высоких помыслов, враждебный человеку дух или бес, отступивший перед человеческим началом, перед неожиданно явившейся ему душевной мощью «земного праха». В 1864 П. пишет стих. «Поэту-гражданину», где полемизирует с гражд. поэзией — прежде всего с Н. А. Некрасовым и со стих. Л. «Не верь себе». Подобная полемика уже непосредственно со стих. Л. «Поэт» звучит и в стих. «Пустые ножны» (1893), где П. утверждает ненужность для поэта «мстительного клинка» как символа обществ. служения иск-ва. Общее воздействие Л. на П., усвоение им лермонт. поэтики не лишало его поэтич. оригинальности, сохранявшейся даже в период наибольшего увлечения поэзией Л. Соч. Полн. собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1896; Мои студенч. воспоминания, «Ежемесячные лит. приложения к журн. «Нива»», 1898, дек., стлб. 662, 672, 684; Стихотворения. [Вступ. ст., подг. текста и прим. Б. М. Эйхенбаума], Л., 1954, с. 16—17, 22—23, 34, 532.
Лит.: Арсеньев К. К., Я. П. Полонский как лирик, в его кн.: Критич. этюды по рус. лит-ре, т. 2, СПБ, 1888, с. 68—70; Розанов И. (1), с. 225—58; Розанов И. (4), с. 465—67; Семенов (2), с. 442—45; Семенов Л., Кавказ в рус. дореволюц. поэзии, в кн.: Альманах 1, Пятигорск, 1941, с. 239—41; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., [М.], 1955, с. 623.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Полонский Яков Петрович" в других словарях:

  • Полонский Яков Петрович — Яков Полонский Яков Петрович Полонский (6 (18) декабря 1819, Рязань 18 (30) октября 1898, Санкт Петербург) русский поэт и прозаик. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Полонский Яков Петрович — (1819—1898), поэт, автор известных стихотворений и романсов: «Дорога», «Зимний путь», «Песня цыганки» (стала народной песней), «Затворница» («В одной знакомой улице...»), «Колокольчик», «В глуши», «Узница» («Что мне она! — не жена, не… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Полонский Яков Петрович — Полонский (Яков Петрович) один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском университете, где его товарищами были Фет и С.М. Соловьев . По… …   Биографический словарь

  • Полонский Яков Петрович — [6(18).12.1819, Рязань, ‒ 18(30).10.1898, Петербург, похоронен в Рязани], русский поэт. Родился в семье бедного чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). Первый сборник стихов ‒ «Гаммы» (1844). В 1846‒51 жил в… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович — (1819 98) русский поэт, член корреспондент Петербургской АН (1886). Лирические стихи (многие из них положены на музыку и стали народными песнями Песня цыганки , Затворница и др.), поэмы (в т. ч. шуточная поэма сказка Кузнечик музыкант , 1859),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Полонский Яков Петрович —       (1819 1898), поэт, автор известных стихотворений и романсов: «Дорога», «Зимний путь», «Песня цыганки» (стала народной песней), «Затворница» («В одной знакомой улице...»), «Колокольчик», «В глуши», «Узница» («Что мне она! не жена, не… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Полонский, Яков Петрович — ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1819 98), русский поэт. Лирические стихи (многие из них положены на музыку и стали народными песнями: “Песня цыганки”, “Затворница” и др.), поэмы (в том числе шуточная поэма сказка “Кузнечик музыкант”, 1859), повести,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Полонский, Яков Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Полонский. Яков Петрович Полонский Яков Полонский …   Википедия

  • Полонский, Яков Петрович — один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи; род. 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском унив., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П. в качестве домашнего… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Полонский Яков Петрович — (1819 1898), русский поэт, член корреспондент Петербургской АН (1886). Лирические стихи (многие из них положены на музыку и стали народными песнями: «Песня цыганки», «Затворница» и др.), поэмы (в том числе шуточная поэма сказка «Кузнечик… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»