Ан-Навави в книге «аль-Маджму» указал семь причин того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями):
1) Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю;
2) Они живые у Аллаха;
3) Ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда берут их душу;
4) Они из тех, которые будут свидетельствовать над общинами;
5) Их смерть на поле боя является явным свидетельством об их вере;
6) Пролитая ими кровь является свидетелем их искренней веры в Аллаха;
7) Их душа будет свидетелем рая (т.е. увидит рай) в то время как души других не будут свидетелями рая до Судного Дня.
Шахидам прощаются все их грехи и они войдут в рай: «А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали [в борьбе] ради Меня (Аллаха), сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у Него - наилучшая награда» (3: 195). В более широком смысле шахидами являются все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха. Во всех мазхабах Ислама считается, что шахидов не нужно омывать, так как в одном из хадисов пророка Мухаммада говорится: «Похороните их вместе с их кровью и не омывайте их». Этот хадис приводится у Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи. Желательно похоронить шахида на том месте, где он стал шахидом, потому что такой приказ дал пророк Мухаммад после битвы при Ухуде. Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради добычи, славы и т.д.) и погиб, то он считается «мирским» шахидом. То есть в этом мире он может считаться шахидом, его могут хоронить как шахида и говорить о нем как о шахиде. Однако на самом деле у Аллаха он шахидом не является, так как Он хорошо знает, кто и с каким намерением пошел на войну и погиб. Таким людям никакого вознаграждения не будет и Аллах подвергнет их наказанию.