(ум. в 329/941)
крупнейший шиитский богослов мухаддис и правовед. Сыграл большую роль в развитии шиитского (джафаритского) фикха. Полное имя Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб аль-Кулейни. Аль-Кулейни родился в селении Кулейн возле Рея. Большую часть своей жизни провел в основных шиитских центрах - Рее и Куме. В конце жизни жил в Багдаде, где и умер. Свое образование он получил у лучших шиитских богословов. Аль-Кулейни написал несколько книг по различным аспектам богословия и права. Однако самой известной его работой является сборник хадисов «аль-Кафи фи Усуль ад-Дин», который он писал в течение 20 лет и собрал в нем около 16 тыс. хадисов. Он сгруппировал их темам и связал их с положениями права. Это самый ранний сборник шиитских хадисов. «Аль-Кафи» сыграл исключительную роль в развитии шиитской догматики и богословия. На этот труд опираются как различные шиитские авторитеты, так и независимые исследователи, так как в нем содержится большой материал по духовной и культурной жизни и обрядности шиитских общин. Эта книга в среде многих шиитских групп считается второй по значимости после Корана, так как аль-Кулейни использовал все известные ему предания, а также жил в период жизни Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада ас-Самури – “последнего представителя сокрытого имама Махди аль-Мунтазара”, от которого, согласно шиитской версии, получал указания (См. Иснаашариты). Однако другая часть шиитов не разделяют такого благоговейного отношения к труду аль-Кулейни, хотя почитают его в качестве авторитетного источника хадисов. В частности они говорят о том, что, во-первых, нет никаких доказательств о том, что аль-Кулейни получал какие-либо указания от сокрытого имама, а во-вторых, в Китаб аль-Кафи имеется несколько тысяч слабых хадисов. Ортодоксальные суннитские мухаддисы подвергают критике многие хадисы «аль-Кафи» и методы их отбора со стороны автора.
крупнейший шиитский богослов мухаддис и правовед. Сыграл большую роль в развитии шиитского (джафаритского) фикха. Полное имя Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб аль-Кулейни. Аль-Кулейни родился в селении Кулейн возле Рея. Большую часть своей жизни провел в основных шиитских центрах - Рее и Куме. В конце жизни жил в Багдаде, где и умер. Свое образование он получил у лучших шиитских богословов. Аль-Кулейни написал несколько книг по различным аспектам богословия и права. Однако самой известной его работой является сборник хадисов «аль-Кафи фи Усуль ад-Дин», который он писал в течение 20 лет и собрал в нем около 16 тыс. хадисов. Он сгруппировал их темам и связал их с положениями права. Это самый ранний сборник шиитских хадисов. «Аль-Кафи» сыграл исключительную роль в развитии шиитской догматики и богословия. На этот труд опираются как различные шиитские авторитеты, так и независимые исследователи, так как в нем содержится большой материал по духовной и культурной жизни и обрядности шиитских общин. Эта книга в среде многих шиитских групп считается второй по значимости после Корана, так как аль-Кулейни использовал все известные ему предания, а также жил в период жизни Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада ас-Самури – “последнего представителя сокрытого имама Махди аль-Мунтазара”, от которого, согласно шиитской версии, получал указания (См. Иснаашариты). Однако другая часть шиитов не разделяют такого благоговейного отношения к труду аль-Кулейни, хотя почитают его в качестве авторитетного источника хадисов. В частности они говорят о том, что, во-первых, нет никаких доказательств о том, что аль-Кулейни получал какие-либо указания от сокрытого имама, а во-вторых, в Китаб аль-Кафи имеется несколько тысяч слабых хадисов. Ортодоксальные суннитские мухаддисы подвергают критике многие хадисы «аль-Кафи» и методы их отбора со стороны автора.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)