индо-пакистанский поэт, философ, просветитель и общественный деятель. Родился в городе Сиалкот в Пенджабе. С ранних лет М. Икбал проявил стремление к знаниям, учил Коран. В этом ему помогал его отец Мухаммад Нур, который был набожным человеком. Свое образование он получил в медресе, где изучал религиозные науки. Затем его забрал в свою школу друг его отца Мир Хусайн, который привил ему любовь к персидской и арабской поэзии и литературе. Спустя некоторое время М. Икбал уехал в Лахор и продолжил там свое обучение. Здесь он изучал различные языки и науки. По окончании лицея он получил право на преподавание английского языка и философии. В это же время он заинтересовался поэзией. В 1322/1905 году М. Икбал уехал в Англию и стал студентом отделения философии и экономики Кембриджского университета, который он успешно окончил. Оставшись в Лондоне еще на три года, он преподавал здесь арабскую литературу и, одновременно, учился на юриста. Затем он уехал в Германию и в 1325/1908 году вернулся в Индию, где его уже знали как талантливого поэта. Здесь он недолго был преподавателем арабской литературы в одной из официальных школ Лахор. Причины своей отставки он объяснял тем, что не желал служить английским колониальным властям. Однако М. Икбал не оставил преподавательской деятельности и преподавал в негосударственной сфере. С этого времени М. Икбал включился в антиколониальное движение за освобождение Индии от английского владычества. Его патриотические стихи вдохновляли участников мусульманского движения. Он был сторонником отделения мусульманского севера и создания там независимого государства Пакистан. После 1349/1930 года он неоднократно публично об этом заявлял. Своими мыслями он поделился с будущим президентом Пакистана Мухаммадом Али Джиннахом. По этой причине М. Икбал считается родоначальником движения за независимость индийских мусульман. В 1351/1932 году он выехал в Лондон для участия в конгрессе, посвященного этой проблеме. М. Икбал умер после продолжительной болезни в 1357/1938 году. Философские воззрения Мухаммада Икбала в основном отражены в его поэзии, а также в некоторых статьях. Он считал, что только исламская религия может принести счастье и процветание всему человечеству. Эта религия не может исчезнуть, так как она строится на надежных идеологических и этико-моральных устоях. В своих сочинениях он призывал мусульман к изучению исламского наследия, возвращению на путь указанный пророком Мухаммадом. М. Икбал был убежден в том, что общество и личность должны жить на основе Божественных идеалов. Основой для достижения этого, он считал постоянную борьбу человеку со своими греховными страстями. Он подвергал критике образ жизни европейцев в связи с тем, что, несмотря на большие достижения, их цивилизация лишена духовности и строится только на материальных ценностях. Объектом критики М. Икбала были различные суфийские секты пантеистического направления, которые злоупотребляли иррационалистическими философиями и отрицательно воздействовали на мусульманское общество. Он обвинял их в том, что они отошли от ценностей первоначального Ислама от пророка и сподвижников, ввели в религию нововведения и этим самым способствовали отсталости исламского мира. Одновременно с этим он был противником косности, догматизма религиозных деятелей и считал необходимым приобщение мусульман к требованиям современной жизни, различным наукам и технике. Также М. Икбал считал, что мусульмане не должны быть отделены друг от друга государственными и иными границами. Он мечтал о создании единого мирового мусульманского государства, в рамках которого люди могли бы жить счастливо в рамках Божественного закона. Протестуя против английского колониализма и враждебного отношения индусов к мусульманам, он считал необходимым создание независимого государства, которое обеспечило бы их защиту. Таким образом, идеи М. Икбала стояли у истоков создания государства Пакистан, которое было образовано уже после его смерти.
Икбал Мухаммад
индо-пакистанский поэт, философ, просветитель и общественный деятель. Родился в городе Сиалкот в Пенджабе. С ранних лет М. Икбал проявил стремление к знаниям, учил Коран. В этом ему помогал его отец Мухаммад Нур, который был набожным человеком. Свое образование он получил в медресе, где изучал религиозные науки. Затем его забрал в свою школу друг его отца Мир Хусайн, который привил ему любовь к персидской и арабской поэзии и литературе. Спустя некоторое время М. Икбал уехал в Лахор и продолжил там свое обучение. Здесь он изучал различные языки и науки. По окончании лицея он получил право на преподавание английского языка и философии. В это же время он заинтересовался поэзией. В 1322/1905 году М. Икбал уехал в Англию и стал студентом отделения философии и экономики Кембриджского университета, который он успешно окончил. Оставшись в Лондоне еще на три года, он преподавал здесь арабскую литературу и, одновременно, учился на юриста. Затем он уехал в Германию и в 1325/1908 году вернулся в Индию, где его уже знали как талантливого поэта. Здесь он недолго был преподавателем арабской литературы в одной из официальных школ Лахор. Причины своей отставки он объяснял тем, что не желал служить английским колониальным властям. Однако М. Икбал не оставил преподавательской деятельности и преподавал в негосударственной сфере. С этого времени М. Икбал включился в антиколониальное движение за освобождение Индии от английского владычества. Его патриотические стихи вдохновляли участников мусульманского движения. Он был сторонником отделения мусульманского севера и создания там независимого государства Пакистан. После 1349/1930 года он неоднократно публично об этом заявлял. Своими мыслями он поделился с будущим президентом Пакистана Мухаммадом Али Джиннахом. По этой причине М. Икбал считается родоначальником движения за независимость индийских мусульман. В 1351/1932 году он выехал в Лондон для участия в конгрессе, посвященного этой проблеме. М. Икбал умер после продолжительной болезни в 1357/1938 году. Философские воззрения Мухаммада Икбала в основном отражены в его поэзии, а также в некоторых статьях. Он считал, что только исламская религия может принести счастье и процветание всему человечеству. Эта религия не может исчезнуть, так как она строится на надежных идеологических и этико-моральных устоях. В своих сочинениях он призывал мусульман к изучению исламского наследия, возвращению на путь указанный пророком Мухаммадом. М. Икбал был убежден в том, что общество и личность должны жить на основе Божественных идеалов. Основой для достижения этого, он считал постоянную борьбу человеку со своими греховными страстями. Он подвергал критике образ жизни европейцев в связи с тем, что, несмотря на большие достижения, их цивилизация лишена духовности и строится только на материальных ценностях. Объектом критики М. Икбала были различные суфийские секты пантеистического направления, которые злоупотребляли иррационалистическими философиями и отрицательно воздействовали на мусульманское общество. Он обвинял их в том, что они отошли от ценностей первоначального Ислама от пророка и сподвижников, ввели в религию нововведения и этим самым способствовали отсталости исламского мира. Одновременно с этим он был противником косности, догматизма религиозных деятелей и считал необходимым приобщение мусульман к требованиям современной жизни, различным наукам и технике. Также М. Икбал считал, что мусульмане не должны быть отделены друг от друга государственными и иными границами. Он мечтал о создании единого мирового мусульманского государства, в рамках которого люди могли бы жить счастливо в рамках Божественного закона. Протестуя против английского колониализма и враждебного отношения индусов к мусульманам, он считал необходимым создание независимого государства, которое обеспечило бы их защиту. Таким образом, идеи М. Икбала стояли у истоков создания государства Пакистан, которое было образовано уже после его смерти.
Полезное
Смотреть что такое "Икбал Мухаммад" в других словарях:
Икбал Мухаммад — (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб, 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и общественный деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в конце 1890 х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока … Большая советская энциклопедия
ИКБАЛ Мухаммад — (1873 или 1877 1938) поэт, философ Индостана. Писал на урду и персидском языках. В гуманистических, патриотических стихах (сборники Крыло Гавриила , 1935, Дары Геджаза , 1938, и др.) воспел созидательную деятельность, призывал к переустройству… … Большой Энциклопедический словарь
Икбал Мухаммад — (1873 или 1877 1938), поэт, философ Индостана. Писал на урду и персидском языке. В гуманистических, патриотических стихах (сборники «Крыло Гавриила», 1935, «Дары Геджаза», 1938, и др.) воспел созидательную деятельность, призывал к переустройству … Энциклопедический словарь
Икбал Мухаммад — Аллама Мухаммад Икбал (урдуعلامه محمد اقبا, 1877 1938) поэт, философ и общественный деятель Британской Индии, мыслитель, считающийся духовным отцом Пакистана, провозвестником создания этой страны. Содержание 1 Биография 2 Икбал и объединение… … Википедия
Икбал, Мухаммад — Аллама Мухаммад Икбал علامه محمد اقبا Дата рождения: 9 ноября 1877(1877 11 09) Место рождения … Википедия
ИКБАЛ Мухаммад — (1873 или 1877 1938), индопакистанский поэт и философ (на урду и перс. яз.). Сб. стихов «Сигнал к отправке каравана» (1924), «Крыло Джабраила» (1935), «Удар посоха Калима» (1936), «Подарок из Хиджаза» (1938), «Послание Востока» (1923),… … Литературный энциклопедический словарь
Икбал — Икбал, Мухаммад Аллама Мухаммад Икбал علامه محمد اقبا Дата рождения: 9 ноября 1877(1877 11 09) Место рождения … Википедия
Икбал — Мухаммад (Igbal ? ) выдающийся современный поэт на языке урду. Урду литература. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В.… … Литературная энциклопедия
ИКБАЛ — Мухаммед (р. ок. 1873 – ум. 21 апр. 1938) – инд. мыслитель и поэт, крупный представитель му сульм. течения в идеологии Индии нового времени. Окончил колледж в г. Лахоре (1899). С 1905 изучал философию в ун тах Англии и Германии. С 1908 – проф.… … Философская энциклопедия
ИКБАЛ — Мухаммад (22.II.1873 21.IV. 1938) поэт, философ и обществ. деятель Индостана. Род. в Сиалкоте (Пенджаб). В 1899 окончил Пенджабский ун т по специальности философия; в 1905 08 продолжал образование в ун тах Англии и Германии; изучал философию,… … Советская историческая энциклопедия