пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек - Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан из него. День Страшного суда также разразится именно в этот день (Муслим, Джума 5). В доисламский период пятницу называли «Йаум аль-Аруба». Это слово приблизительно переводилось как «день милосердия». По поводу переименования этого дня в джуму, а также истории проведения первого пятничного намаза имеются несколько исторических сообщений, которые часто не совпадают между собой. По одной из версий, этот день был переименован в Джума одним из предков пророка Мухаммада Кабом ибн Луаййем; по другой - мусульманами, незадолго до того, как совершение пятничного намаза в Исламе стало обязательным (фард). Ибн Сирин сообщал, что мединцы еще до хиджры совершили намаз-джума во главе с Асадом ибн Зурара в пятницу. Поводом для этого стал поиск дня, который стал бы днем собрания мусульман так же, как суббота для иудеев и воскресенье для христиан. После этого, пророку Мухаммаду был ниспослан коранический аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания (джума), то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете» (62: 9). Согласно Ибн Хаджару, повеление совершения намаза-джума в этот день было ниспослано Аллахом Мухаммаду еще в Мекке. Однако по причине гонений они не смогли там его исполнять. Ибн Сад писал, что пророк распорядился написать письмо в Медину Мусабу ибн Умайру, в котором обязал его совершить пятничный намаз из двух ракатов. Таким образом, согласно этой версии первыми совершили пятничный намаз мединцы, во главе с Мусабом ибн Умайром. Сам же пророк Мухаммад провел первый пятничный намаз в первом году хиджры в местности Рануна, которая принадлежала племени Бану Салим. Он прибыл туда по пути в Медину из Кубы во время хиджры. На этой молитве присутствовало сорок, либо сто человек. В ходе этой молитвы пророк, стоя на минбаре прочитал хутбы. Мечеть, в которой была проведена молитва, позже была названа «Масджид аль-Джума». Аяты Корана о необходимости проведения пятничной молитвы были ниспосланы до этого. После этого эти намазы стали проводиться в Медине. Вне Медины первый пятничный намаз был проведен на Бахрейне. Приходя на пятничные намазы во время полуденной молитвы, пророк приветствовал миром собравшихся, затем поднимался на минбар. Произнеся оттуда слова приветствия во второй раз, он садился на минбаре. После этого Билал читал азан и пророк начинал хутбу (См.
Хутба). Спустя некоторое время, он оканчивал ее, садился и снова поднимался для чтения второй хутбы. Завершив ее, он сходил с минбара и проводил пятничный намаз из двух ракатов. Точно так же, пятничные намазы проводились и в период правления Праведных халифов, а также в последующие периоды истории. Единственным новым элементом, который был введен во времена Османа, было чтение призыва на молитву (азана) вне мечети. Это было сделано для того, чтобы оповестить жителей больших городов о времени начала молитвы. А спустя еще 80 лет, при Омейядском халифе Хишаме ибн Абд аль-Малике азаны стали читаться с минаретов мечетей. В правоверном Исламе исполнение пятничного намаза в мечетях является обязательным (фард аль-айн) для всех мусульман, которые имеют возможность для этого. По этому поводу в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис пророка, переданный Джабиром ибн Абдуллой. Те мусульмане, которые по каким-то причинам не смогли прибыть на намаз-джума, исполняют вместо этого обычную дневную молитву зухр. Согласно тому же хадису, намаз-джума не обязателен для путников, рабов, детей, женщин и больных. Эти принципы закреплены в положениях исламского права. Необходимым условием (шартом) для пятничного намаза является его проведение в городах или относительно крупных населенных пунктах. В период правления Праведных халифов, пятничные намазы совершались в городах при большом скоплении народа. Причем для этого строились большие мечети, которые назывались «Джума-мечети» (пятничные мечети). В связи с этим, Абу Ханифа считал, что пятничные намазы могут проводиться в населенных пунктах, где имеются наместники, судьи, улицы и кварталы. Согласно Абу Йусуфу, джума может проводиться уже в тех местностях, где народ не вмещается в самую большую мечеть, которая там имеется. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани считал необходимым условием проведения этого намаза признание населенного пункта городом властями страны. Аш-Шафии и Ибн Ханбаль считали, что пятничная молитва должна проводиться при наличии как минимум сорока человек, которые ведут на одном месте оседлую жизнь. Согласно Малику ибн Анасу, джума должна проводиться в любом, даже небольшом населенном пункте, где есть мечеть и рынок. В ханафитском мазхабе считается, что для проведения намазов-джума необходимо получить разрешение от официальных властей, независимо от того, праведной является эта власть или нет. Шииты (а также хариджиты) считают возможным проведение пятничных намазов только при наличии исламского правления и праведного правителя. В противном случае эти намазы не проводятся.