Все завещания делятся на следующие категории:
1. Обязательное завещание (ваджиб). К этой категории относятся завещание покойного о выплате вместо него закята, долга, каффары (См. Каффара), поездка в хадж и т.д. Такое завещание необходимо оставлять для того, чтобы после смерти оставалось юридическое лицо, которое взяло бы на себя выплату долгов или исполнение всех неисполненных при жизни завещателя религиозных обязанностей.
2. Необязательное, но богоугодное завещание (мустахаб). Включение своих неимущих родственников, знакомых в число тех, кому должна предназначаться часть его завещания. Примером является завещание о передаче всего имущества покойного малоимущим мусульманам. К этому виду завещания относится передача части своих средств или имущества в пользу школ, библиотек, больниц, мечетей и т.д.
3. Разрешенное завещание (мубах). Этот вид завещания является одобрительным с религиозной точки зрения. Его примером является завещание своих средств в пользу какого-либо мусульманского ученого для помощи в научной деятельности, либо какому-нибудь своему богатому родственнику.
4. Неодобряемое завещание (макрух). Это нежелательный и неодобрительный в религии вид завещания. Примером является завещание имущества в пользу нечестивцев и грешников.
5. Запрещенное завещание (харам). Если завещатель завещает свои средства для совершения какого-то преступного или запрещенного религией дела, то этот вид завещания является запрещенным. Примером является передача своих средств на строительство винного завода.
Посторонним людям нельзя завещать больше одной трети всего состояния, если на это нет согласия прямых наследников завещателя. Согласно классикам ханафитского мазхаба Абу Ханифе, Абу Йусуфу и Мухаммаду ибн Хасану, необходимой составной частью (рукном) (См. Рукн и Шарт) завещания является сделанное предложение (иджаб) со стороны завещателя (муасси) и его принятие (кабул) со стороны того лица (муасса лах), в пользу которого сделано завещание. Однако другой известный ханафит Зуфар считал, что рукном завещания является только сделанное предложение со стороны завещателя.
Условиями (шартами) завещания для завещателя (муасси) являются следующие:
- Иметь право завещать часть своего состояния. Для этого завещатель должен быть в здравом рассудке и свободным. В ханафитском и маликитском мазхабах шартом также является совершеннолетие завещателя. Считается недействительным завещание человека, находившегося в нетрезвом состоянии. Только в шафиитском мазхабе оговаривается, что если состояние нетрезвости было вызвано не запретными шариатом веществами, то завещание такого человека считается действительным. Во всех мазхабах завещание, сделанное немусульманином, считается законным;
- Действительно владеть состоянием, которое завещатель собирается завещать другим лицам;
- Завещание должно быть сделано добровольно, а не под принуждением.
Условиями (шартами) завещания для лица, в пользу которого делается завещание (муасса лах), являются следующие:
- Муасса лах должен реально существовать и его личность должна быть установленной;
- Он должен быть свободным человеком, владеть имуществом. Рабу не может быть сделано завещание;
- Муасса лах не должен быть убийцей завещателя (это условие действует в ханафитском и ханбалитском мазхабах). Однако в шафиитском и маликитском мазхабе убийца может получить завещание в каких-то исключительных случаях;
- Лицо, которому делается завещание, не должен быть наследником завещателя.
Условиями (шартами) для объекта завещания или завещаемого имущества (муасса бих) являются следующие:
- Муасса бих должен быть конкретной вещью и действительно принадлежать завещателю;
- Муасса бихом не может быть вещь, запрещенная шариатом и не имеющая пользы и ценности;
- Муасса бих должен быть такой вещью, которую можно передать в собственность другим людям.