Абдо

Абдо
Мухаммад
(1265/1849-1322/1905)
известный мусульманский реформатор, общественный деятель, ученик и соратник Джамал ад-Дина аль-Афгани (См. Афгани Джамал ад-Дин). Родился в Египте в туркменской семье. Начальное образование получил в медресе, выучил наизусть весь Коран. Затем его отец отправил его на учебу в Танту в школу суфийского шейха Саида Бадави при мечети «Ахмадия». После окончания этой школы Мухаммад Абдо поступил в каирский университет «Аль-Азхар». Окончив обучение он, в 1394/1877 году, получил докторскую степень и стал преподавать в этом университете. Помимо религиозных наук, М. Абдо интересовался и другими науками, занимался общественно-политической деятельностью. Его статьи выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам». В те же годы он познакомился с Джамал ад-Дином аль-Афгани. За участие в восстании Ораби-паши в 1300/1883 году М. Абдо был выслан из Египта и жил во Франции. Вместе с Джамал ад-Дином аль-Афгани выпускал там газету «Урва аль-Вуска», которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции. В 1302/1885 году он приехал в Бейрут, где написал несколько книг. После возвращения в Египет в 1305/1888 году он занимал высокие государственные посты, читал лекции в каирском университете «Аль-Азхар». Затем Мухаммад Абдо стал главным муфтием Египта. Он сумел провести реформу системы образования в «Аль-Азхаре». Считал недопустимым закрытие иджтихада (См. Иджтихад), отвергал слепое следование (См. Таклид) религиозным авторитетам и мазхабам, издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов. За эти действия он вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против его фетв и реформаторской деятельности выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди, который также был известным преподавателем университета «Аль-Азхар». Мухаммад Абдо развил идеи Джамал ад-Дина аль-Афгани и считал необходимым проведение реформ в Исламе через возврат к его основам. Он отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. В области политического устройства общества, М. Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Причем, глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, без вмешательства в собственно религиозную сферу. Абдо отрицал его особую компетентность и тем более исключительность как выразителя Божественной воли. Но в то же, время правитель должен защищать религию и пропагандировать ее идеалы. Что же касается кадиев, шейх-уль-исламов и других религиозных деятелей, то они не составляют духовной иерархии (наподобие церкви), а являются лишь учеными, специалистами в своих областях. Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Он указывал на преимущества парламентского строя, ибо, по его словам, "сама идея справедливого управления, когда уважаются интересы народа, заложена в мусульманском вероучении, подкреплена хадисами и высказываниями религиозных авторитетов". Он считал, что конституционного строя можно добиться путем мирного соглашения с правительством. Позднее муфтий М. Абдо стал сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора. В его обязанности должно было входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. Но власть диктатора должна была постепенно быть трансформированной в парламентаризм и демократию. В теории М. Абдо идеи свободы должны были созревать постепенно, а не реализоваться сразу, так как это могло привести к нежелательным последствиям для государства. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Мухаммад Абдо был автором книг по толкованию Корана, реформам шариата, системы образования.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Абдо" в других словарях:

  • Абдо — Абдо, Мухаммад Мухаммад Абдо Мухаммад Абдо (1849  11 июля 1905, Александрия)  египетский реформатор ислама и общественный деятель. Родился в семье зажиточного крестьянина. Окончил мусульманский университет аль Азхар в Каире. Уч …   Википедия

  • Абдо М. — Мухаммад Абдо Ислам     …   Википедия

  • АБДО — Мухаммед (1849–1905) – мусульм. теолог, теоретик и руководитель мусульм. реформации в Египте. Выходец из крест. семьи; в 1877 окончил богословско юридич. ун т аль Азхар в Каире. В 1883–1888 находился в ссылке за участие в антибританском нац.… …   Философская энциклопедия

  • АБДО Мухаммед — (1849 1905) египетский реформатор ислама, муфтий с 1899 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Абдо Мухаммед — (1849 ‒ 11.7.1905), египетский реформатор ислама и общественный деятель. Окончил мусульманский университет аль Азхар в Каире. Ученик Джемаль ад дина аль Афгани. Участник национально освободительного движения 1879‒82. В 1883‒88 ‒ в эмиграции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Абдо, Мухаммад — Мухаммад Абдо араб. محمد عبده‎‎ …   Википедия

  • Абдо, Мухаммед — Мухаммад Абдо Ислам     …   Википедия

  • Абдо Мухаммед — Мухаммад Абдо Ислам     …   Википедия

  • Абдо Мухаммед — (1849 1905), египетский реформатор ислама, муфтий с 1899. Ученик и соратник Джемаль ад Дина аль Афгани. * * * АБДО Мухаммед АБДО Мухаммед (1849 1905), египетский реформатор ислама, муфтий с 1899 …   Энциклопедический словарь

  • Абдо Мухаммед — (1849—1905), египетский мыслитель и общественный деятель, основоположник течения мусульманского модернизма (реформации ислама), публицист. Родился в деревне Шабшир эль Хисса (близ города Танта, провинция Гарбия) в образованной обедневшей… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»