- ХРАМОВАЯ СЛУЖБА
- Утренняя служба начинается в 6.30. Пуджари (храмовый служитель) после совершения омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи", формулу, к-рая свидетельствует о том, что он оставил мир и все мирское позади. Пуджари приводит в порядок храмовые помещения, обязательно окрашивает специальной пастой тело тиртханкара. Затем он совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв позу "йогамудрасана", он повторяет гимны и мантры. В конце богослужения пуджари звонит в колокол победы и покидает храм, говоря "ависсахи", что означает его возвращение в мир. Второе богослужение начинается в 10 ч. утра. Совершив обязательное омовение, пуджари, прикрыв тело чистым белым платом, входит в храм. Он вновь совершает омовение статуй, подносит им священную пищу (панчамрита), еще раз совершает очищение всех изображений, читая при этом мантры. В это время совершается жертвоприношение цветами и подношение свастике. По окончании службы пуджари звонит в колокол и покидает храм. Вечерняя служба проста. Пуджари вступает в храм, зажигает лампы и курения. Лампу с пятью светильниками он подносит статуе божества, читает мантры, звонит в колокол и уходит, произнося формулу "ависсахи". Различия в проведении храмовых ритуалов касаются различия школ. В нек-рых школах возможно участие мирян в открытых обрядах почитания. Особые храмовые ритуалы связаны с созданием свящ. образов джин. Обряд создания (пратиштха) предваряется многочисл. приготовлениями. Место, где будет создаваться свящ. изображение, очищается. Затем астролог выбирает благоприятное время для проведения церемонии. После завершения создания свящ. образа его обмывают и праздничная процессия сопровождает его в храм. Во время ритуала явления божества совершают поклонение покровителям сторон света. Глава ритуала освящения именуется "пратиштха-гуру". Священнодействие начинается с церемонии бхутабали (разбрасывания ритуального печенья), на к-рую приглашаются духи и божества: бхута, прета, пишачи, гандхарвы, якши, ракшасы, киннары, веталы, чтобы они вкусили жертвенных даров. После чтения мантр поклоняются благим божествам. В этот момент совершают омовение свящ. изображения. В храме всем божествам подносят благое питье, гирлянды цветов.
Пуджа, сопровождаемая чтением мантр и гимнов, длится 8 дней. Подобные церемонии могут происходить при почитании изображений разл. божеств, перед янтрами или иными свящ. символами. Близкие по типу ритуалы проводятся при обновлении свящ. образов. В особых случаях вывешивают культовые флаги с разл. эмблемами. "Ади-пурана" описывает 10 видов таких флагов для каждого тиртханкара, для владык сторон света всего 108, а для почитания первого тиртханкара, Ришабхи, вывешивают 4320 флагов. Раз в году происходит специальная храмовая процессия — ратхаятра, памятование о процессии мирового монарха Махападмы, покровителя тиртханкаров, гл. покровителя джайнизма.
О. Горовая
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.