- ТЕОЛОГИЯ
- учение о боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в пределах сансары и суть просто более могучие и счастливые сравнительно с людьми существа. Верховное божество отрицается в атеистич. системах философии — мимансе (отвергающей реальность даже ведийских богов) и санкхъе. В йога-даршане Патанджали признается господь (Ишвара) как особый индивидуальный дух, не подверженный закону кармы, предвечный и всеведущий. Он служит образцом для йога. Вверение ему всех своих дел есть одно из средств достижения самадхи (неясно почему, и, возможно, это просто констатация фактов духовного опыта теистов, без выражения своего отношения к нему) В нъяе и вайшешике бог есть личное совершенное существо, праведное, всеведущее и сосредоточенное. Он действует во благо создаваемых им существ, периодически творит и разрушает миры для них. Выдвигаются доказательства бытия бога. В веданте предложены многочисл. варианты Т. Адвайта понимает бога как безличное единое; господь — творец мира ею признается условно реальным. В теистич. школах веданты бог мыслится как демиург, вечный дух, управитель мира, творящий мир из материи; души же вечны, как и он. Аналога библейскому творению из ничего нет. В вишнуизме (в шиваизме меньше распространено) есть учение о "нисхождении" бога в мир ради блага существ (аватара), к к-рому бог прибегает в опасные для мира эпохи. Есть представление и об имманентном, и о трансцендентно-имманентном боге. Бог как верховное существо всегда строго отличается от старых политеистич. божеств; для обозначения их употребляются разные санскритские слова.
А. Парибок
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.