ЭМАНАЦИЯ


ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ
(позднелат. emanatio — истечение) — термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia — распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как ‘первоогня’, пронизывающего своими потоками — огненной пневмой — все бытие, вплоть до ‘холодной’ неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой ‘сперматического логоса’ в стоицизме): ‘представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия’ (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание ‘дерзости’ — tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом ‘восхождения к Единому’ и передается термином ‘экстаз’, у Прокла в ‘Первоосновах теологии’ формулируется тезисом: ‘все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе’ (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре ‘припоминания’ душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом ‘эросе’ — стремлении — к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение (‘истечение от верховного светоча’), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: ‘искра Божья’ в душе человеческой и ее ‘устремление к соединению с Божественным светом’ у Амальрика Бенского в христианстве; ‘капля, стремящаяся в океан’ у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме — отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон (‘Ареопагитики’ и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. как основа принципа ‘аналогии бытия’, открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, — прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем (‘Государство’, VI). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христианства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше ‘из среды огня’ (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично — в ортодоксальном исламе (кораническая сура ‘Солнце’); в концепции ишракийа (арабск. ‘ишрак’ — сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет (‘Сияющий’ у Сухраварди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей ‘свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид’ (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. этимологию понятия ‘Просвещение’).

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭМАНАЦИЯ" в других словарях:

  • ЭМАНАЦИЯ — (от позднелат. emanatio истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и… …   Философская энциклопедия

  • ЭМАНАЦИЯ — (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эманация — и, ж. émanation f. , лат. emanatio истечение. 1. лат., теол. Эманационная система философское учение о происхождении всего существующего чрез постепенное истечение из первобытной основы всех вещей Бога. Павленков 1911. По представлению древних,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эманация — эманирование, излучение, радон, истечение Словарь русских синонимов. эманация см. излучение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 …   Словарь синонимов

  • ЭМАНАЦИЯ — (от позднелат. emanatio истечение исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭМАНАЦИЯ — ЭМАНАЦИЯ, эманации, жен. (лат. emanatio) (книжн.). 1. только ед. Истечение чего нибудь откуда нибудь, появление чего нибудь в результате выделения из чего нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По… …   Толковый словарь Ушакова

  • Эманация — (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы …   Религиозные термины

  • Эманация — (лат.emanatio истечение ағу) әлемнің жоғары құдайлықтан (оның шығармашылық, жаратушылық энергиясынан) «ағып шығуы», пайда болуы. Бұл жағдайда құдайлықтың өзі өзгеріссіз қалады, ал одан аққан кейін өзіне кері қайтады. Эманацияның теориясы теизм… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ЭМАНАЦИЯ — (от позднелатинского emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как истечения солнце и солнечный свет (был… …   Современная энциклопедия

  • ЭМАНАЦИЯ — Em, исторически первое название элемента радона …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Великой тайной светится любовь, Игорь Павлович Соколов. В сборник стихотворений вошли избранные стихи поэта Игоря Соколова о любви, о Боге, о смерти и о бессмертии, о Мироздании и о Космосе. Особая проникновенность, чувственная эманация… Подробнее  Купить за 120 руб электронная книга
  • Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология, Коллектив авторов. Коллективная монография посвящена изучению феномена художественной ауры, которая являет себя как эманация произведения искусства, как переживание невербализуемого пространства смыслов.… Подробнее  Купить за 120 руб электронная книга
  • Аллея Героев, Сергей Битюцкий. «Сквозь туман забытья: „Не спи, равнодушие – победа энтропии чёрной…“ Не просыпаясь, Роберт лягнул ногой на звук и с удовлетворением отметил, что, кажется, попал.„Проснись, бродяга, разговор… Подробнее  Купить за 24.95 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ЭМАНАЦИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.