ЭКХАРТ

ЭКХАРТ

ЭКХАРТ
(Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. — мастер, учитель) Экхарт (1260—1327/1328) — немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Обучался в Кёльнской высшей школе доминиканского ордена. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303—1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (1300—1303, 1312—1314), профессор в Страсбурге (1312—1320), учитель чтения в Кёльне (с 1320). Главное сочинение — ‘Проповеди и рассуждения’, а также ‘Комментарий к ‘Сентенциям’ Петра Ломбардского’, ‘Комментарий на книгу Премудростей Соломона’, ‘Толкование на Евангелие от Иоанна’, ‘Толкование на книгу Бытия II’. 26 тезисов Э. были осуждены (27 марта 1329) после его смерти папской буллой. Сторонник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души — разум, единосущный Богу, несотворенная ‘искра’, который Э. именует ‘крепостью души’, ‘сохранением естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение’. Познание — благороднейшая деятельность души (орудия вечного порождения Богом самого себя), материал для которой поставляют чувства. Из этого материала ‘общее чувство’ образует восприятия. На их основе разум формирует понятия. (По Э., ‘мои речи обращены к тем, кто уже назвал их своими, приникся к ним жаждой своих сердец. А дабы было так, в том да поможет нам Бог!’) Разум, посредством которого мы воспринимаем Божью волю, Э. соотносит со Святой Троицей. Согласно Э., сущность — это Божество, а природа — Бог, т.е. Божество, получившее образ или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех лицах: Отец — мысль Бога, в которой выявилась Его природа; Сын — это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. такое раскрытие Бога — специфический процесс, а не единократное событие: ‘Когда Бог создал небо, землю и всякую тварь, Он никак не действовал. Ему не с чем было действовать; и в Нем не было действия. Тогда Он сказал: ‘Мы сотворим Наше подобие. Не мудрено создавать. Это делается когда и где угодно. Когда я что-нибудь делаю, то делаю это сам в себе и из себя самого и отпечатлеваю там свой собственный образ’. Деятельность разума, по Э., — промысел Божий внутри нас. Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачественный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни — в познании Бога и возвращении к Нему. (Согласно Э., ‘кто не понимает сказанного мною, пусть и не печется о том. Ибо покуда не дорос он до этой правды — не поймет ее. Не придуманная это, а непосредственно истекающая из сердца Божьего правда!’) Путь этот — через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним. Пассивного созерцания для мистического единения с Богом недостаточно. (Важен тезис Э. о том, что отношение Бога и человека есть обоюдопорождающая связь, а не Божия привязь либо человечье упование; по мысли Э., ‘Бог — в душе выше того, чем когда душа — в Боге: что она — в Боге, от этого она еще не блаженна, но блаженна оттого, что Бог в ней. Верьте: Бог — Сам блажен в душе!’) Э. был убежден в необходимости просвещения людей: ‘Если не учить невежественных людей, то никто не станет ученым. Затем и учат невежественных, чтобы они из незнающих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге. А если найдется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово? Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто неверно поняты’. Многие философские ‘формулы’, принадлежащие Э., пророчески выразили современные ему и будущие нравственно-мировоззренческие выборы человека: ‘кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть’; ‘где есть равенство, там нет единства, ибо равенство ‘посягает’ на единство, и где есть единство, там нет равенства, ибо равенство пребывает в разделении и многообразии’. Творчество Э. значительно содействовало становлению немецкой философской фразеологии (так, он нередко использовал термин ‘отрицание отрицания’).

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЭКХАРТ" в других словарях:

  • ЭКХАРТ — (Eckhart) Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260 1327) нем. религиозный мыслитель позднего Средневековья, основатель традиции нем.филос. мистики и нем. филос. языка. В Боге, по Э., различаются два принципа: Бог в самом себе, сущность Бога, или Божество …   Философская энциклопедия

  • Экхарт — Экхарт, Аарон  американский актёр Экхарт, Майстер (он же Экхарт, Иоганн)  немецкий средневековый мистик и богослов …   Википедия

  • Экхарт — Иоганн, Майстер Экхарт (ок.1260 1327) философ мистик, монах доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун те. В 1303 1311 гг. провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. профессор в Париже, с 1313 г. в Страсбурге и с 1320 г. учитель… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • ЭКХАРТ — ЭКХАРТ(Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (1260 1327/ 1328) немецкий схоласт и философ мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303 1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (с 1311),… …   Новейший философский словарь

  • Экхарт — (Eckhart) Иоганн Мейстер (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, кои. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах доминиканец. Учился и преподавал в… …   Энциклопедия культурологии

  • Экхарт А. — Аарон Экхарт Aaron Eckhart Имя при рождении: Aaron Edward Eckhart Дата рождения: 12 марта 1968 (41 год) …   Википедия

  • Экхарт — (Eckhart)         Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, конец 1327 или начало 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах доминиканец. Учился и… …   Большая советская энциклопедия

  • ЭКХАРТ — (Eckhart) Иоганн (М е й с т е р Э к х а р т), иером. (ок.1260–1327), нем. католич. богослов и мистик. Род. в Тюрингии в рыцарской семье. В отроческие годы стал монахом Доминиканского opдeнa. Пoлyчил разностороннее схоластич. образование. Читал… …   Библиологический словарь

  • Экхарт И. — Э́КХАРТ (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327), нем. мистик, монах доминиканец. Проповедовал на нем. языке. Учился и преподавал в Парижском ун те; затем в Страсбурге и Кёльне. В учении об абсолюте выделял безосновное ничто (… …   Биографический словарь

  • Экхарт Иоганн — Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок.1260 1327) философ мистик, монах доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун те. В 1303 1311 гг. провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. профессор в Париже, с 1313 г. в Страсбурге и с 1320 г.… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»