БЕЗУМИЕ

БЕЗУМИЕ

БЕЗУМИЕ
понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко ‘История безумия в классическую эпоху’ (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление феномена Б. в истории европейского Запада. По мысли Фуко, в конце средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Б. и безумец несли в себе ‘и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека’. При этом Б. полагалось не только предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием, элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания. Гуманизм 16 в., который, по мысли А.Арто, ‘не возвеличил, а умалил человека’, предварил эпоху классицизма, давшую начало новому пониманию Б. 1) Б. становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) Б. превращается в одну из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. ‘Истина Б.’, по Фуко, стала ‘одним из ликов разума’, благодаря которой он обрел ‘еще большую уверенность в себе’. Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса Б., сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха... заставила Б. умолкнуть. Так, Декарт отметил, что Б. сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах. Для 16 в. He-разум был некой прямо грозящей опасностью, которая всегда могла... нарушить связь субъективного восприятия и истины. Со времен Декарта Б. помещено ‘вне той неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права на истину, — т.е. вне той сферы, какой является для классической мысли сам разум... Если отдельный человек всегда может оказаться безумным, то... мысль безумной быть не может’. Появляется институт изоляции безумных, медицина применительно к ним приняла ‘форму репрессии, принуждения, обязанности добиваться спасения собственной души’. Классическая эпоха, согласно Фуко, уподобила друг другу ряд самых различных форм девиантного поведения и собственно Б. на основе ‘общего знаменателя’ неразумия: ‘наше научное и медицинское познание безумия имплицитно основывается на сложившемся в эту эпоху этическом опыте неразумия, и это неоспоримый факт’. ‘Неразумие’ выступило своеобычным обобщением осуждаемого, отрицаемого и тайного опыта, но ‘на его основе не только сложился такой социальный институт, как изоляция, не только возникла система категорий и практик, относящихся к Б., но прошла перестройка всей этической сферы’. 19 в. создал понятие ‘душевной болезни’, де-сакрализировав Б.: ‘человек неразумный’ был переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Фуко ставит проблему: ‘Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире — такого безумия, которое неизбежно влечет за собой свою науку, свою медицину, своих врачей и которое целиком поглощается пафосом душевной болезни’. При этом немаловажно и то, что ‘вся проблематика Б.’ начала центрироваться на представлениях о ‘материальности души’. К 19 в. неразумие начинает интерпретироваться и как ‘психологическое следствие моральной вины’: ‘все что было в безумии парадоксальным проявлением небытия, станет лишь естественным возмездием за моральное зло’. ‘Научная’ психиатрия 19 в. отныне становится возможной. По мысли Фуко, весьма значимым в судьбах ‘научной’ психиатрии оказалось создание психоанализа: ‘Фрейд вновь стал рассматривать безумие на уровне его языка, восстанавливая один из центральных элементов опыта, обреченного позитивизмом на немоту ...он вернул медицинской мысли понятие о возможности диалога с неразумием... Психоанализ — это вовсе не ответвление психологии; это возврат к тому самому опыту неразумия, в сокрытии которого, собственно, и состоит смысл психологии в современном мире’. Как отмечает Фуко, если до 17 в. средой, наиболее благоприятствующей распространению Б., считалось богатство и прогресс, то в 19 в. эту роль берет на себя нищета. Б. осмысляется в рамках социальной морали: оно превращается в стигмат класса, отказавшегося принять формы буржуазной этики. Б. утрачивает связь с неразумием. Медицинское и психологическое понятие сумасшествия становится полностью внеисторическим, претворяясь в нравственную критику, направленную на все, что способно подорвать благоденствие и спасение человечества. Согласно Фуко, ‘представление о сущности безумия’, которое имплицитно перешло от 18 в. к 19 в. таково: 1) Роль изоляции состоит в том, чтобы свести Б. к его истине. 2) Истина Б. равна ему самому минус окружающий мир, минус общество, минус все, что идет в разрез с природой. 3) Этой истиной Б. является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости. 4) Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали, иными словами, сам Разум. 5) Исцеляющая сила Убежища заключается в том, что оно сводит Б. к истине, которая есть одновременно и истина Б., и истина человека, к природе, которая есть одновременно природа болезни и безмятежная природа мироздания. По Фуко, ‘отныне всякое объективное осмысление безумия, всякое познание его, всякая высказанная о нем истина будет разумом как таковым ... концом отчуждения в сумасшествии’. Безумец прежде выступал Чужим относительно Бытия — человеком-ничто, иллюзией. Теперь он Чужой относительно себя самого, Отчужденный, Сумасшедший. Результатом выступает то, что ‘все то, что составляло неоднозначный, основополагающий и конститутивный опыт безумия’, окажется утрачено в ‘сплетении теоретических конфликтов, связанных с проблемами истолкования различных феноменов безумия’. Главный тезис книги Фуко заключается в том, что до 19 в. не было Б.; психиатрия создала психические болезни; современная культура непреднамеренно создала такой образ психической болезни, в который можно вглядываться, ища разгадки сущности человека. По мысли Фуко, истина Б. связывает истину дурных инстинктов человека с его телом. Таковая истина несовместима с общественными нормами. Излечение безумных становится уделом других людей (ср. у Делеза: ‘Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару’), а — как итог — ‘истина человека’ как таковая посредством Б. и тела становится объектом научного исследования, надзора и управления.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕЗУМИЕ" в других словарях:

  • безумие — Сумасшествие, помешательство, мания. См. глупость... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. безумие безумность, безумство, помешательство, психоз, сумасшествие, отемнение ума,… …   Словарь синонимов

  • БЕЗУМИЕ — БЕЗУМИЕ, безумство ср. отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, сиб. безумленный, малоумный, помешанный; безумный… …   Толковый словарь Даля

  • Безумие — см. Болезнь …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • БЕЗУМИЕ — БЕЗУМИЕ, безумия, мн. нет, ср. 1. Безрассудство, безрассудный поступок. С его стороны было безумием принимать такие условия. Любить до безумия. 2. Сумасшествие (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • безумие — БЕЗУМИЕ, я, ср. 1. То же, что сумасшествие (устар.). 2. Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении. Любить до безумия (очень сильно). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БЕЗУМИЕ — «БЕЗУМИЕ», СССР, Таллинфильм, 1968, ч/б, 79 мин. Драматическая притча. Конец второй мировой войны. В загородном доме для умалишенных эсэсовцы готовятся к операции по уничтожению пациентов. Но главврач, зная о приближении советских войск,… …   Энциклопедия кино

  • БЕЗУМИЕ — психическое и душевное состояние, поведение, противоположное разумности. Имеются два основных подхода к анализу Б.: медицинский и филос. Согласно первому, Б. является болезнью; согласно второму, это духовная (моральная, религиозная) категория.… …   Философская энциклопедия

  • безумие — голое (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • БЕЗУМИЕ — БЕЗУМИЕ, термин дореволюционного законодательства, означающий врожденную или отмеченную с самого младенчества душевную болезнь, в отличие от сумасшествия, обнимающего собой все остальные формы псих, расстройства. Впервые выражение Б. встречается… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Безумие —  Безумие  ♦ Folie    «Безумец утратил все, – отмечал один психиатр, – кроме разума». Но разум безумца работает впустую – он сошел с рельс реальной действительности. Скажем, параноидальный бред может служить образцом последовательности (не… …   Философский словарь Спонвиля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»