- БАТАЙ
-
БАТАЙ
(Bataille) Жорж (1897—1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера — ‘самый светлый ум во Франции’. В 1901—1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу ‘Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в.’ и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым; под его влиянием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора, Б.Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова ‘Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше’ (1925). Кроме этих мыслителей, Б. интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Г.Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931 вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале ‘Социальная критика’: ‘Критика основ гегелевской диалектики’ (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); ‘Проблема государства’ (1933; полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); ‘Психологическая структура фашизма’. Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934—1939 — в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской ‘Феноменологии духа’. В 1935 принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом; стал одним из инициаторов движения ‘Контратака’ (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентации. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными идейными источниками ‘Контратаки’ были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных им документов ‘недипломатическая грубость’ Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива ‘слюнтяйству’ французских политиков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайного общества ‘Асефаль’ (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частности, стал Клоссовски; одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии ‘сакрального’, способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть — ‘эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию’), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. началось издание журнала ‘Критика’, где он опубликовал статьи ‘Моральный смысл социологии’, ‘Тайна Сада’, ‘О рассказах жителей Хиросимы’, ‘Переход от животного к человеку и рождение искусства’, ‘Коммунизм и сталинизм’, ‘Сад (1740—1814)’ и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона. Основные сочинения: ‘Внутренний опыт’ (1943), ‘Виновный’ (1944), ‘О Ницше’ (1945), ‘Метод медитации’ (1947), ‘Теория религии’ (1948), ‘Проклятая доля’ (1949), ‘Литература и зло’ (1957), ‘Эротизм’ (1957), ‘Слезы Эроса’ (1961), ‘Сумма атеологии’ (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. становились: Бергсон, Ницше, Фрейд, Шестов, Кьеркегор, Ф.Достоевский, Паскаль, Платон, Маркс, Гегель, П.Клоссовски, М.Бланшо. В общих чертах взгляды Б. сводятся к осмыслению опыта ‘абсолютной негативности’, преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности. Адекватное выражение Б. опыта ‘невозможного’ в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель предельной интенсификации языка, чтобы устранить дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее важными у Б. в этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия ‘суверенности’ и ‘трансгрессии’ (см. Трансгрессия). (‘Господин’ в гегелевской трактовке, по версии Б., — это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) ‘Суверенность’ у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. ‘чистую позитивность’, предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые ограничения своей автономии. В своем оригинальном понимании ‘трансгрессии’ Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих установлений как результата ‘общественного договора’ и о естественном, ‘органически’ присущем каждому индивиду стремлении к собственной ‘суверенности’, которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в ‘пограничных ситуациях’ (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное ‘постановочное движение’ суверенной мысли отвергает конформизм, гарантирующий ‘длительность’ жизни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую ‘интенсивность’, тем самым восстанавливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого ‘отверженного фрагмента последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его самого. Б. отождествляет ‘суверенность’ и ‘трансгрессию’ вплоть до реабилитации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции выступает для Б. не социальный активизм, а литературное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности; она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью ‘революционности’, тем самым нарушая ‘правила игры’ как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной идеологии. (см. также Телесность.)
История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.