АРОН

АРОН

АРОН
(Aron) Реймон Клод Фердинанд (1905— 1983) — французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924—1928). С 1930 — профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955—1968 — зав. кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 — зав. кафедрой современной цивилизации в ‘Коллеж де Франс’. С 1962 — вице-президент Всемирной социологической ассоциации. С 1963 — член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов. В ранний период творчества испытал влияние баденской школы неокантианства, особенно своего учителя Л. Брюневиля, а затем — М.Вебера и Гуссерля. Опубликовал более 60 крупных монографических исследований, в которых философская рефлексия органично взаимопереплетается с теоретическими социологическими изысканиями, а также с исследованиями эписгемологических и методологических проблем исторического познания. Основные собственно философские работы А.: ‘Критическая философия истории’ (1935), ‘Измерения исторического сознания’ (1961), ‘Разочарование в прогрессе’ (1963), ‘Эссе о свободах’ (1965), ‘От одного святого семейства к другому. Очерки о воображаемых марксизмах’ (1969), ‘В защиту упадочной Европы’ (1977) и др. К А. вполне применима оценка, данная им Конту: философ в социологии, социолог в философии. Социальная действительность и процесс ее исторического развития, согласно А., в своих основных структурах надындивидуальны и подвластны строго научному анализу. Однако это не отвергает микроанализа, раскрывающего намерения, ожидания, мотивы поведения действующих в исторических процессах лиц. Такой подход позволяет постигнуть все области социального целого в их связи между переменными величинами. А. — один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность построить единственно верную ‘неидеологическую’ теорию общества, изучающую ‘то, что есть в действительности’. В 1963 А. опубликовал курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1955—1956 под названием ‘Восемнадцать лекций об индустриальном обществе’. Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 1960—1970-х на Западе теории индустриального общества. Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция технологического детерминизма, базирующегося на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии. Понятие техники А. трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие ‘индустриального общества’ дало А. возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста — культурного, цивилизационного, политического. Поэтому максимизация роста — производства или потребления, с точки зрения А., не является абсолютным благом, и общественное развитие не следует понимать как ‘бег на скорость’. Согласно А., в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Тем не менее, вопреки широко распространенной точке зрения, А. никогда не являлся апологетом теории конвергенции: он еще в 1966 предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада. Отмирание тоталитарных политических систем и идеологий, опиравшихся, в частности, на марксову концепцию исторического закона, обусловливается, по А., исторической обреченностью марксистско-ленинской теории общественного прогресса. А. утверждал, что ‘только либералы, пессимисты и, быть может, мудрецы призывают человечество брать на себя лишь те задачи, которые оно может выполнить. Поэтому они не делают историю и довольствуются тем, что комментируют ее. Марксисты принадлежат к другому семейству. Они соизмеряют задачи не со своими силами, а со своими мечтами’. В контексте обсуждения проблемы смысла и ценностей эволюции человеческой цивилизации симпатии А. на стороне гуманистической направленности социального знания, его ‘человеческого измерения’. Такой теоретико-методологический подход, в его понимании, позволяет философско-социологическим концепциям углубляться в сложную сеть человеческих поступков. Основными компонентами и одновременно стержневой линией развертывания последних являются: связь ‘средства-цели’, мотивации поведения, система ценностей, побуждающая людей совершать те или иные действия, а также ситуации, к которым действующий субъект адаптируется и в зависимости от изменения которых он определяет свои цели. История, по А., не может быть полностью обыденным знанием, поскольку это элиминирует ощущение свободы в истории: исторический макроанализ призван раскрывать намерения действующих в исторических событиях лиц. Только определенная философская система, по мнению А., может обеспечить историческую реконструкцию существенных связей между разнообразными данными о прошлом.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АРОН" в других словарях:

  • АРОН — (Aron) Раймон (1905 1983) фр. философ, социолог и политолог. В молодости увлекался марксизмом, затем перешел на позиции неокантианской философии. Определенное влияние на него оказали также В. Дильтей, Г. Зиммель и М. Вебер. А. является… …   Философская энциклопедия

  • Арон — (Аарон) личное имя. Арон  река во Франции. Арон, Василий (1770 1822) румынский поэт, известный своими поэмами «Пирам и Тисьея», «Нарцисс и Эхо»[1]. Арон, Раймон французский философ. Арон, Флориан (1805 ?) румынский писатель и редактор[2].… …   Википедия

  • АРОН — (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж 17.10.1983, Париж) французский социолог и публицист. С 1930 г. профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода к власти Гитлера вернулся во Францию, преподавал в Гаврском лицее, затем в… …   Энциклопедия социологии

  • Арон — а, муж.Отч.: Аронович, Ароновна; разг. Ароныч.Производные: Аронка; Рона; Ароша.Происхождение: (Др. евр. имя Aharon. Предположительно от aron ящик, ковчег завета.) Словарь личных имён. Арон русск. мужское имя отч. Аронович, Ароновна …   Словарь личных имен

  • АРОН — АРОН, аронник, аронова борода, растение Arum; образки, телячья нога, сухотный корень. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • АРОН — (Аron) Реймон Клод Фердинанд (1905 1983) французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924 1928). С 1930 профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти… …   Новейший философский словарь

  • арон — сущ., кол во синонимов: 7 • аронник (6) • аронова борода (6) • имбирь (5) • …   Словарь синонимов

  • Арон — Аарон, а, м.; разг. Арон, а. Отч.: Ааронович, Аароновна; разг. Аароныч. Производные: Ааронка, Аронка; Рона. Др. евр. имя Ahărōn. Предположительно от ārōn ящик, ковчег завета. †2 авг …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • АРОН — (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) см. Лукия дева, мц., Арон и др. мученики Римские …   Православная энциклопедия

  • Арон Тиран — молд. Aron Tiranul …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»