АПОЛЛОНОВСКОЕ это:

АПОЛЛОНОВСКОЕ

АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ
философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, ‘в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского’. Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе ‘Рождение трагедии из духа музыки’ (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рационального, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и, соответственно, двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, склонялся к Д. ипостаси культуры.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "АПОЛЛОНОВСКОЕ" в других словарях:

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ — см. ДИОНИСИЙСКОЕ …   Новейший философский словарь

  • Аполлоновское и дионисийское — Диалектически взаимосвязанная пара понятий, специально введенная в эстетику Ф.Ницше (наиболее полно в работе «Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру» 1872) для обозначения основных глубинных принципов искусства и культуры …   Энциклопедия культурологии

  • Аполлоновское, Аполлон — первоначально греческое, затем и римское божество. Он покровитель искусств, особенно музыки, поэзии, больше всего лирики того ее вида, который вследствие сложности своих размеров приближается к музыке, а в древности и был расчитан на музыкальное… …   Литературная энциклопедия

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ — философско эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, ‘в человеке... мы находим… …   История Философии: Энциклопедия

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ —         филос. эстетич. понятия, введённые Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки» «Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik», 1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно двух начал бытия, олицетворения которых… …   Философская энциклопедия

  • Аполлоновское и дионисийское начало — философско эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполлоновское символизировало собой светлое, рациональное …   Энциклопедия культурологии

  • Аполлоновское, Аполлон —     АПОЛЛОНОВСКОЕ, АПОЛЛОН первоначально греческое, затем и римское божество. Он покровитель искусств, особенно музыки, поэзии, больше всего лирики того ее вида, который вследствие сложности своих размеров приближается к музыке, а в древности и… …   Словарь литературных терминов

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ-ДИОНИСИЙСКОЕ — англ. Apollonian Dionisian; нем. Apollonisch Dionisisch. 1. Образ жизни и мировоззрение, вы ражающие, с одной стороны, воплощенную в образе бога Аполлона ясную, трезвую, ориентированную на форму и порядок сознательную волю, с другой стороны… …   Энциклопедия социологии

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — философско эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, в человеке... мы находим слепую …   История Философии: Энциклопедия

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ — см. ДИОНИСИЙСКОЕ …   Новейший философский словарь

Книги

  • К статье «Философ черного царства», Николай Федоров. «В безумном бреде Ницше можно вычитать нечто великое. В первом произведении его, как последователя Шопенгауэра, можно обнаружить злую сатиру на прославленного пессимиста. Шопенгауэровскую… Подробнее  Купить за руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»