МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ
(Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689— 1755) — французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716—1725), член Французской академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии М. считал (в противовес взглядам Фомы Аквинского) постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения М., за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. То, что случайности могут быть объяснены глубокими причинами, — согласно М., не главное; важно то, что самые различные нравы, обычаи и мысли людей можно объединить в набор определенных типовых групп: ‘Я начал с изучения людей и увидел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии... Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего’. Разнообразие социальных законов, по мнению М., объяснимо, ибо они реализуются вследствие причин зачастую объективного характера. В основном сочинении ‘О духе законов’ (1748), попавшем в ‘Индекс запрещенных книг’, М. попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По М., ‘многие вещи управляют людьми — климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий ‘дух народа’. ‘Дух народа’, по М., конституируется из законов, обычаев и нравов: ‘Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами; законы или не могут, или не хотят установить их. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы — действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые — внешнее поведение человека’. Книги I—XIII этого сочинения написаны в жанре политической социологии. В них М. анализирует ‘принцип’ (определяемый доминирующим чувством в рамках конкретной формы правления — при демократии это ‘добродетель’) и ‘природу’ (обусловливаемую числом обладателей верховной суверенной власти: республика — весь народ или его часть, монархия — один, но в рамках жесткого законодательства, деспотизм — один в соответствии с собственными прихотями и произволом) правления в условиях республики, монархии и деспотизма. По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Таким образом, М. увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. М. настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по М., неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. ‘Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела’, — подчеркивал М. На примере английской Конституции (самой прогрессивной, по М.) в своей работе ‘Персидские письма’ (1721), выдержавшей за один год 8 изданий, мыслитель развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Философия М., не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли, ибо рациональные законы разумного мира, оказывающие влияние на человека, могут быть им же и разрушены. Согласно М., ‘...мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа по своей природе ограничены и поэтому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя, они подчиняются не всегда’. М. вошел в историю общественной мысли Запада как предтеча социологии, ибо он и не пытался системно исследовать (в отличие от Конта или Маркса) современное ему общество, оценивая его исключительно в стилистике оценок политической философии того времени. Общество, no M., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим — социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. не считал факторами, равновеликими государству.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МОНТЕСКЬЕ" в других словарях:

  • МОНТЕСКЬЕ — (Montesquieu) Шарль Луи (1689 1755) фр. философ просветитель, сторонник деизма. Принимал участие в создании возглавлявшейся Д. Дидро «Энциклопедии». Основное сочинение М. трактат «О духе законов» (1748, рус. пер. 1955). Рассматривая общественную… …   Философская энциклопедия

  • МОНТЕСКЬЕ — (Montesquieu) Шарль Луи де (18.01.1689 10.02.1755) французский философ просветитель, историк, правовед и писатель; участник Энциклопедии . Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, член Бордоской академии. По своим философким… …   Энциклопедия социологии

  • Монтескье — Шарль Луи (Charles Louis de Secondat, baron de Montesquieu, 1689 1755) знаменитый французский политический писатель, историк и социолог, родоначальник европейского либерализма. Происходил из старинного гасконского феодального рода, купившего… …   Литературная энциклопедия

  • МОНТЕСКЬЕ — (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689 1755) французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716 1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии… …   Новейший философский словарь

  • Монтескье — Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689  10 февраля 1755)  французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из …   Википедия

  • Монтескье Ш. — Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689  10 февраля 1755)  французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из …   Википедия

  • Монтескье Ш. Л. — Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689  10 февраля 1755)  французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из …   Википедия

  • МОНТЕСКЬЕ — (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689 1755) французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716 1725), член Французской Академии (1728). Традиционно трактуется как… …   Социология: Энциклопедия

  • МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи Секонда — барон де Ла Бред (18 января 1689, замок Ла Бред близ Бордо 10 февраля 1755, Париж), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория разделения властей оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18 20 вв.Семья.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Монтескье, Шарль Луи — (Montesquieu) (1689 1755) французский просветитель, правовед, политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления», в… …   Политология. Словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»