ДЬЮИ

ДЬЮИ

ДЬЮИ
(Dewey) Джон (1859—1952) — американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904—1931) университетах. Основные сочинения: ‘Школа и общество’ (1899), ‘Исследования по логической теории’ (1903), ‘Влияние Дарвина на философию’ (1910), ‘Как мы мыслим’ (1910), ‘Очерки по экспериментальной логике’ (1916), ‘Опыт и природа’ (1925), ‘Либерализм и социальное действие’ (1935), ‘Логика: теория исследования’ (1938), ‘Единство науки как социальная проблема’ (1938), ‘Теория оценки’ (1939), ‘Познание и познанное’ (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философского творчества Д. оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., — продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как ‘натурализм’, а собственную ее версию как ‘инструментализм’, Д. стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, — акцентировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом. Опыт у Д. охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного; опыт включает в себя также и привычки людей; он призван продуцировать ‘указание’, ‘нахождение’ и ‘показывание’. По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это — история. ‘В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению’. Наделяя разным содержанием понятия ‘опыт’ и ‘познание’, Д. утверждал, что опыт выступает в двух измерениях: одно — это обладание им, другое — познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, ‘объединенное целое’. Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов: чувство затруднения; его определение и уяснение его границ; представление о возможном решении; экспликацию с помощью рассуждения отношений этого представления; дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого процесса ‘уверенность’ либо ‘неуверенность’. Философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконструкцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым изменяя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселенной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей. ‘Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям... — писал Д., — однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию’. Пафосом инструментализма Д. выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности мира необходимо предполагает предельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизненных задач. Человек самой задачей выживания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории. Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальности, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробированность и надежность ведущей идеи. ‘Функция интеллекта’, согласно Д., не в том, чтобы ‘копировать объекты окружающего мира’, а в том, чтобы устанавливать путь ‘наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами’. Ценности же, столь же виртуальные, как и ‘форма облаков’, должны перманентно переосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская, естественно, из виду соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким образом, приобретают облик ‘проектов действий’, дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от проблемных полей метафизики. Совершенно естественно поэтому, что Д. выступал как поборник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политических установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. (‘Воспитание и обучение посредством деланья’ являло собой квинтэссенцию педагогической концепции Д. Его программа ‘прогрессирующего образования’, фундировавшаяся идеей о том, что школа — не есть подготовка к жизни, а суть собственно жизнь в ее особой форме, постулировала важность формирования у детей навыков выработки конкретных решений.) Д. придерживался той точки зрения, что ‘planned society’ (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и свободно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высвобождения своих ресурсов в пространстве рыночных отношений (‘continuosly planning society’). Определенный практический опыт (в этом контексте) Д. обрел, принимая участие в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л.Троцкого. Д. пришел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздражение советского руководства. Будучи убежденным сторонником демократии и реформ, Д. полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разрешение как парциальных, так и глобальных общественных вопросов.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЬЮИ" в других словарях:

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952) амер. философ, основоположник инструменталистской версии прагматизма. Им написано более 30 книг, охватывающих психологию, эпистемологию, этику, логику, эстетику, социальную философию, образование. Учился в унтах Вермонта… …   Философская энциклопедия

  • ДЬЮИ —         (Dewey) Джон (1859 1952) амер. философ, психолог, гл. представитель прагматизма. Окончил Вермонт. ун т (бакалавр искусств) и ун т Джона Гопкинса (доктор философии). Преподаватель и проф. философии (1884 94) в ун тах Мичигана и Миннесоты.… …   Энциклопедия культурологии

  • Дьюи — (англ. Dewey)  фамилия. Известные носители: Дьюи, Джордж  Адмирал ВМС США. Дьюи, Джон (John Dewey; 1859 1952)  американский философ и педагог, представитель прагматизма. Дьюи, Мелвил (Melville Dewey; 1851 1931) … …   Википедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Предложил реконструкцию философии , чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории… …   Современная энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1920) американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904 1931) университетах. Основные сочинения: «Школа и общество» (1899), «Исследования …   Новейший философский словарь

  • Дьюи — Дьюи, Джордж …   Морской биографический словарь

  • Дьюи Т. — Томас Дьюи Томас Эдмунд Дьюи (англ. Thomas Edmund Dewey; 24 марта 1902  16 марта 1971)  51 й губернатор штата Нью Йорк (1943 1955) и проигравший кандидат в президенты США от республиканцев на выборах президента США 1944 года и 1948 года.… …   Википедия

  • Дьюи Т. Э. — Томас Дьюи Томас Эдмунд Дьюи (англ. Thomas Edmund Dewey; 24 марта 1902  16 марта 1971)  51 й губернатор штата Нью Йорк (1943 1955) и проигравший кандидат в президенты США от республиканцев на выборах президента США 1944 года и 1948 года.… …   Википедия

  • Дьюи Д. — Джон Дьюи Дата и место рождения: 20 октября 1859, Барлингтон, штат Вермонт Дата и место смерти: 1 июня …   Википедия

  • Дьюи М. — Мелвил Дьюи (Мелвилл Луис Косут Дьюи, англ. Melville Louis Kossuth Dewey; будучи сторонником орфографической реформы английского языка, в поздние годы писал своё имя как англ. Melvil Dui; 10 декабря 1851  26 декабря 1931)  американский… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»