- блюз
- БЛЮЗ -а; м. [англ. blues (blue devils) - меланхолия, уныние]1. Парный бальный танец свободной композиции типа медленного фокстрота.2. Одна из форм джазовой музыки (первоначально - лирическая песня американских негров).◁ Блю́зовый, -ая, -ое. Б-ые ритмы. Б-ая мелодия.* * *блюз(англ. blues, сокр. от blue devils — меланхолия, уныние), сольный песенный жанр афроамериканской музыки, сформировавшийся к началу XX в. Обладает собственным кругом выразительных средств (так называемая блюзовая форма, гармония, лад, интонация и др.) и сюжетных мотивов. Сыграв существенную роль в становлении джаза в начале XX в., далее развивался в русле его традиций. Среди ведущих исполнителей — Б. Смит, Э. Фицджералд. В 50—60-х гг. повлиял (также в форме ритм-энд-блюза) на развитие рок-музыки.* * *БЛЮЗБЛЮЗ (англ. blues, сокр. от blue devils — меланхолия, уныние), сольно-песенный жанр афро-американского музыкального фольклора (см. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) и джаза (см. ДЖАЗ). Cложился в начале 20 века. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях. Блюз отражает глубоко личные переживания, насыщенные драматизмом и внутренней конфликтностью, содержит также элементы юмора, иронии, социальной сатиры. Специфика блюза проявляется, кроме того, в особом строении поэтической строфы и своеобразии музыкальной формы, в использовании определенного круга выразительных средств, в манере исполнения. Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии (см. ПОЛИРИТМИЯ) и синкопирования (см. Синкопа (см. СИНКОПА)), вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.
Понятие «блюз» имеет целый ряд более узких значений: стиль, манера, способ музыкального высказывания, некое «блюзовое качество», присущее мышлению музыканта-исполнителя или композитора, музыкальному произведению, предполагающее использование типичных для блюза приемов интонирования, артикуляции (см. АРТИКУЛЯЦИЯ (в музыке)), фразировки (см. ФРАЗИРОВКА) и других выразительных средств; специфическая музыкальная форма («блюзовая форма») с вопросно-ответной структурой (с повторенным «вопросом» и однократным «ответом» ); комплекс музыкально-выразительных средств, музыкальных идиом, исполнительских приемов, свойственных блюзу, — данная трактовка понятия отражена в таких терминах, как «блюзовая интонация», «блюзовые тоны», «блюзовая гармония», «блюзовый звукоряд», «блюзовый квадрат» (функционально-гармоническая модель, на которую опирается тема блюза и которая служит основой для импровизации) и некоторые другие.
Коммерциализация блюза началась примерно с 1930, хотя всеобщую известность он получил еще в 1914 благодаря популяризаторской и творческой деятельности У. К. Хэнди (см. ХЭНДИ Уильям Кристофер), прозванного «отцом блюза».
Оркестровый блюз впервые был записан на грампластинку в 1921, кантри-блюз (сельский блюз) — в 1924—1925, классический — в 1920, современный — в 1933 (Билли Холидей (см. ХОЛИДЕЙ Билли)). Блюзовые элементы являются неотъемлемыми атрибутами многих стилевых форм современной поп (см. ПОП-МУЗЫКА)- и рок-музыки (см. РОК-МУЗЫКА). Под влиянием блюза возникло также так называемое «блюзовое» направление в поэзии (Л. Хьюз (см. ХЬЮЗ Ленгстон), Дж. Керуак (см. КЕРУАК Джек)), литературе (Дж. Болдуин (см. БОЛДУИН Джеймс Артур), С. Фицджеральд (см. ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт)), драматургии (Ю. О"Нил (см. О`НИЛ Юджин), Т. Уильямс (см. УИЛЬЯМС Теннесси) ) и других видах искусства.
Энциклопедический словарь. 2009.