- УТРЕНЯ
- У́ТРЕНЯ -и; ж. Одна из церковных служб у христиан, совершаемая рано утром, до обедни; заутреня. Звонить к утрене. Служить утреню.* * *УТРЕНЯУ́ТРЕНЯ (греч. orthros — рассвет, утренняя заря), богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве) суточного круга, совершающееся рано утром (отсюда — название).
Освящать утро дня соответствующими времени молитвами (см. МОЛИТВА) — обычай очень древний. Основное содержание утреннего богослужения составляли хвалебные псалмы, а служба называлась чином хвалений. Указание на употребление на Утрени великого славословия (см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)) находится в «Апостольских постановлениях» и у св. Афанасия Александрийского (см. АФАНАСИЙ Александрийский) (ок. 295—373). До нас дошел полный чин древней Утрени, сохранившийся в 35—39 главах VIII книги «Апостольских постановлений» (первая половина 4 в.). Чинопоследование Утрени напоминало Вечерню (см. ВЕЧЕРНЯ), с той разницей, что на ней читался псалом 62 («Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю»). В 4 в. с Утреней стала соединяться древняя Полунощница (см. ПОЛУНОЩНИЦА), которая совершалась до рассвета и частью которой было Шестопсалмие (см. ШЕСТОПСАЛМИЕ), а на рассвете служилась Утреня. Основу иерусалимской Утрени в конце 4 в. составляли псалом 118 («Блажени непорочнии»), псалом 50 («Помилуй мя, Боже»), а также три утренних «хвалитных» псалма (148, 149, 150 ) с утренним гимном, с добавлением «Сподоби, Господи», стиховных стихир (см. СТИХИРА) и заключительного «Благо есть исповедатися Господеви» (Псалом 91:2). Чинопоследование Утрени осложнялось также вставками и дополнениями: кафизмами (см. КАФИЗМА) и полиелеем (см. ПОЛИЕЛЕЙ). В воскресную Утреню вводилось чтение воскресного Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ) и лития (см. ЛИТИЯ). Довольно поздно на Утрени вводится исполнение канона (см. КАНОН (вид церковного гимна)) как особого гимнографического жанра — сначала в виде однообразных припевов к Библейским песням (в 6—7 вв.), и лишь для 8-й песни — в честь празднуемого события. Современную форму канон приобретает к 8 веку у Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и Космы Маюмского (см. КОЗМА ИЕРУСАЛИМСКИЙ).
В современном православном богослужении различают три вида Утрени: 1) праздничная с полиелеем и великим славословием, 2) непраздничная, без полиелея, великое славословие читается, а не поется, 3) пасхальная.
По своему содержанию Утреня разделяется на три части, в первой из которых христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милостей Божиих на предстоящий день (Шестопсалмие), во второй — прославляют лиц и события соответственно воспоминаниям церковного дня (тропари на «Бог Господь», канон), в третьей славословят Господа Иисуса Христа («хвалитные псалмы», славословие). Чин Утрени содержится в Часослове (см. ЧАСОСЛОВ) и Служебнике (см. СЛУЖЕБНИК).
В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Утрени соответствовали Хвалитны (Laudes). Это богослужение изначально совершалось на заре, однако в эпоху зрелого средневековья нередко стало переноситься на вечер накануне. Хвалитны включают в себя несколько псалмов (в их числе обязательно псалмы 148—150, в которых часто встречается слово laudate — «хвалите», отсюда и название) с антифонами (см. АНТИФОН), краткое чтение и гимн (меняющийся в зависимости от дня календаря). В конце Хвалитн звучит Песнь Захарии (Benedictus) с антифоном и читается молитва дня (она может предваряться серией молитвенных прошений).
В ходе богослужебных реформ, осуществленных после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ), некоторые элементы Хвалитн и Утрени были объединены в одно богослужение — «Хвалы утренние» (Laudes Matutinae), или просто «Утреня». Нынешний чин Утрени имеет следующий порядок: гимн; 2 псалма и песнь из Ветхого или Нового Завета; краткое библейское чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Захарии с антифонами; прошения, которыми день посвящается Господу; Молитва Господня («Отче наш»); заключительная молитва и отпуст (см. ОТПУСТ). (Все названные тексты, кроме Песни Захарии, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые и берутся из Четырехнедельной Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ) или из частного последования дня литургического года).
Аналогичное соединение частей Утрени и Хвалитн в Утренние молитвы произошло много ранее в Англиканской Церкви (см. АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ).
Издания текстов:
Тридентский чин: Breviarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum [S.] Pii V Pontificis Maximi jussu editum. (С 1568 переиздавался неоднократно).
Реформированный чин: Officium Divinum ex Decreto Sacrosancti Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli Pp. VI promulgatum. Liturgia Horarum iuxta Ritum Romanum. Vol. 1—4. Editio typica. Typis Polyglottis Vaticanis, 1971.
Русский перевод реформированного чина см. в книге: Литургия Часов. Хвалы Утренние, Дневной Час, Вечерня, Завершение Дня. Четырехнедельная Псалтирь. Основные праздники. Милан; Москва, 1995.
Энциклопедический словарь. 2009.