- ТЭНДАЙ-СЮ
- ТЭНДАЙ-СЮТЭНДА́Й-СЮ, крупная буддийская школа, основанная в 806 монахом Сайте (см. САЙТЕ). В Японии школа Тэндай наряду с Сингон (см. СИНГОН-СЮ) была доминирующей школой эпохи Хэйан (794—1185). В эпоху Камакура (1185—1333) отдельные положения учения школы способствовали появлению сект популярного буддизма , основанных на вере в будду Амиду (см. АМИДА) и Лотосовую Сутру (см. ЛОТОСОВАЯ СУТРА) (школа Нитирэна).
В Китае школа, известная как Тяньтай, была основана Чжии (538—597). Вместе со школой Хуаянь (яп. Кэгон) считалась одной из двух великих школ китайского буддизма. В учении Тяньтай синтезированы различные доктрины хинаянских и махаянских школ, сведенные воедино на основе учения Лотосовой Сутры. Философия школы базируется на учении махаяны (см. МАХАЯНА) о «пустоте», все объекты являются непостоянными и лишенными собственных качеств, что означает зависимость всего от Абсолютной Реальности, которая не может быть выражена в каких-либо терминах и определенных концепциях. В то же время Абсолютная Реальность – не абстрактная категория, т.к. она идентична феноменальному миру. Поэтому на языке школы «все реально», «каждая вещь равна любой другой вещи», и «непросветленное состояние идентично состоянию будды». Тяньтай также придавала большое значение практике медитации и разработала набор медитативных практик.
Сайте,основатель японской школы Тэндай, в молодости разочарованный в буддизме своего времени (нарском буддизме), в 785 затворился в небольшом монастыре на горе Хиэй с несколькими своими учениками. Отправившись в 804 в Китай, он получил сан наставника школы Тяньтай, а также был посвящен в некоторые ритуалы эзотерического буддизма. Сайте вернулся в Японию в 805 , и вскоре император Камму официально признал школу Тэндай. После смерти Сайте главный храм школы на горе Хиэй получил название Энрякудзи, став впоследствии на многие столетия центром японского буддизма, в котором проходили обучение все крупнейшие деятели средневековой Японии. После Сайте восстановление влияния школы Тэндай при дворе связано с Эннином, который 9 лет изучал ритуалы эзотерического буддизма в Китае. Другая важная фигура того времени школы Тэндай — Энтин — находился в Китае на обучении в 853—858. В 10 в. между учениками Эннина и Энтина возникла серьезная конфронтация, в результате чего последние покинули Энрякудзи и обосновались в храме Ондзедзи (Миидэра) у подножия горы Хиэй.
Важнейший вклад школы в японскую идеологию после 9 в. – развитие учения о «чистой земле» будды Амиды и разработка собственной философии хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы Тэндай. Учение о «чистой земле» будды Амиды окончательно расцвело в эпоху Камакура (1185—1333), когда два крупных религиозных деятеля Хонэн и Синран основали независимые школы – Дзедо-сю и Дзедо Син-сю. Другой выдающийся деятель того времени, прошедший обучение на Хиэй, Нитирэн (см. НИТИРЭН) стал основателем религиозной школы, в которой главным объектом поклонения являлась Лотосовая Сутра.
В 1571 Ода Нобунага (см. ОДА Нобунага) разрушил практически все храмы на Хиэй, в том числе и Энрякудзи, что стало знаком окончания идеологического и политического доминирования школы Тэндай. В эпоху Эдо (1600—1868) школа все же в немалой степени смогла восстановить свое положение в японском буддизме. Сейчас школе Тэндай подчинены около 4300 храмов, в которых обучаются и работают около 20 тыс монахов и персонала, число адептов школы составляет почти 3 млн.
Энциклопедический словарь. 2009.