- ТРОИЦА (церковный праздник)
- ТРОИЦА (церковный праздник)ТРО́ИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), празднуемый в 50-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)). В православной церкви — великий двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 веке праздником Троицы в католической церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.
Содержание праздника
Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились святого духа и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1—47). Сошествием Святого духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином боге достигло ясности и полноты. Событие Сошествия святого духа на апостолов считается началом христианской церкви.
История праздника
По преданию, праздник Сошествия святого духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О крещении, гл. 19). О Пятидесятнице как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (см. ОРИГЕН) (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3—5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов — об обычае крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) в церкви Воскресения, двух Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (в Мартириуме и на Сионе) и литии (см. ЛИТИЯ) на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.
Богослужебное празднование
От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ). В Уставе Великой Константинопольской церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).
Особую торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим (см. ВАСИЛИЙ Великий) были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой с Литургией.
Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник — праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу. В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.
.
Энциклопедический словарь. 2009.