САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович
САЛТЫКО́В-ЩЕДРИ́Н (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15 (27) января 1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Тверской обл. — 28 апреля (10 мая) 1889, Санкт-Петербург], русский писатель-сатирик, публицист.
Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых («Господа Головлевы», 1875—80) и Затрапезных («Пошехонская старина», 1887—89). В 1836 был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) (в то время назывался благородным университетским пансионом), а в 1838 как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей (см. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ). Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским (см. ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич), оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя. С увлечением изучал философские труды французских социалистов-утопистов Шарля Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль) и Сен-Симона (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа), знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич).
В 1844 был определен на службу в канцелярию военного министерства, бюрократическая служба его тяготила — Салтыков мечтал заниматься только литературой. В 1847 начал работу над первой повестью «Противоречия», «повестью из повседневной жизни» — как сам определил ее автор, опубликованную в журнале «Отечественные записки (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ)». В повести явственно слышен отзвук идей петрашевцев (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), а в противоречивом и сложном образе главного героя Нагибина угадываются черты друзей и единомышленников самого писателя. Вторая повесть «Запутанное дело» (1848) продолжала и по-своему развивала традиции, с одной стороны, Гоголя и Достоевского, с другой, — представителей натуральной школы. Рельефно выписанная история своеобразного «маленького человека», обитателя Петербургских низов, имела неожиданный резонанс: выход «Дела» совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.
Блестящего выпускника Царскосельского лицея ожидали годы отчаяния, рутинной бумажной работы, мучительной неизвестности относительно своего будущего (в это время начались аресты членов кружка петрашевцев) и внутреннего одиночества. В 1850 круг обязанностей писателя неожиданно меняется, Салтыков становится членом комиссии по подготовке вятской выставки плодов крестьянского труда. Новое занятие дало возможность глубже познакомиться с бытом народа, проникнуть в специфические особенности экономического развития русской провинции. В 1855 получил долгожданное разрешение на возвращение в столицу. Еще во время вятской ссылки произошло важное событие — знакомство с Лизой Болтиной, ставшей женой Салтыкова в 1856, несмотря на активное недовольство родителей писателя.
Семилетние наблюдения за неэффективной, а порой преступной работой чиновничьего аппарата, отсталостью и косностью законов, регулирующих экономическую жизнь деревни, скучным и невежественным существованием обывателей нашли отражение в «Губернских очерках» (1856—1857), опубликованных в журнале «Русский вестник (см. РУССКИЙ ВЕСТНИК)» под псевдонимом Щедрин. Время написания очерков было пропитано духом свободы и либерализма: эпоха реформ Александра II вернула независимость и насыщенность литературной жизни, возродила интерес к сатире, оживила надежду интеллигенции на возможность коренных преобразований в устройстве общества и духовном мире человека. В «Губернских очерках» на первый план выходит талант Салтыкова-обличителя, страстного борца со всем отсталым, нечистым, ограниченным, порочным. В 1958—62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов, собирательный образ современной российской действительности.
В феврале 1862 решает выйти в отставку и всецело посвятить себя писательскому и издательскому делу, принимает активнейшее участие в издании «Современника (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))». Однако в 1866 возвращается на службу на этот раз в должности управляющего пензенской Казенной палатой, где продолжает активно работать над «глуповскими» памфлетами, пополняя коллекцию уродливых образов за счет наблюдений за нравом своих начальников и подчиненных. В 1868 оставляет должность и переходит в журнал «Отечественные записки», а после смерти Некрасова, бывшего главным редактором, становится во главе журнала.
В конце 1860-х гг. начинает работу над «Историей одного города» (1970), при этом портрет Глупова, запечатленный в сатирических памфлетах, существенно меняется, обрастая новыми чертами. Раньше корень всех российских бед виделся в дворянских инертности и произволе, теперь к этому прибавились крестьяне с их тупой покорностью и готовностью терпеть этот произвол. Размышляя о причинах такого положения, Салтыков обращается к истории, так формируется основной замысел книги. Талант сатирика и безграничная фантазия породили причудливый гротескно-фантастический мир «Истории», мир страшный и обреченный, населенный монстрами, причем уродливы и градоначальники, и сам народ. Главной задачей, стоявшей перед писателем, было не создание собственно пародии на официальную историографию, несмотря на то что в образах градоначальников отражены характерные черты их прототипов, и каждый глуповский правитель соответствует реальному историческому деятелю, здесь Салтыков поднимается до уровня обобщения, предлагая собирательный образ российского общества с его вневременными пороками (в этом плане нарисованный писателем образ России оказался во многом пророческим). Параллельно работает над публицистическими статьями, в 1870 выпускает сборники рассказав «Признаки времени» и «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.
В 1878 свет увидел самый серьезный и значительный роман «Господа Головлевы». История семьи Головлевых — это подавляющая своей трагичностью и глубиной история разложения и смерти дворянского семейства, мучительной агонии рода. Писателя интересует процесс распада человеческой личности, одержимой страстью: страстью стяжательства, страстью к алкоголю, словесным запоям. Наряду с социальной проблематикой Салтыков-Щедрин поднимает ряд онтологических вопросов, напрямую касающихся основ духовной жизни человека, как непременного условия жизни физической.
Сказки Салтыкова-Щедрина (впервые появились в 1869, но основная их часть была написана в период 1883—86) органично вписываются в сатирическое русло писателя. Этот жанр оказался очень близок художественным методам Салтыкова-Щедрина, таким как гиперболизация образов, гротескное смешение деталей, включение элементов фантастики и фантасмагории, иносказание. При этом активно использует жанр классической народной сказки о животных: за каждым животным у Салтыкова-Щедрина закреплен традиционный набор пороков и отрицательных качеств, дополненный узнаваемыми социальными характеристиками.
Роман «Пошехонская старина» (1886) во многом повторяет основные идеи «Господ Головлевых». Однако в композиционном отношении роман намного более сложный и многоплановый: хроника, жизнеописание героев (значительная часть которых представляет собой автобиографию) и эпическая историко-бытовая панорама крепостничества предопределяют три основных уровня построения романа. Кроме того, писатель почти полностью отказывается от сатиры, роман мыслится как исторический документ ушедшей ужасной эпохи рабства и бесправия. Ушла ли эта эпоха? Превратились ли мрачные годы в настоящую «старину»? На эти принципиальные для всего творчества писателя Салтыков-Щедрин дает отрицательный ответ.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович" в других словарях:

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния …   Википедия

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — (настоящая фамилия Салтыков) (1826—1889), писатель. Учился в Царскосельском лицее (1838—44), по окончании которого служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40 х гг. сблизился с кружком М. В. Петрашевского… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович —       (настоящая фамилия Салтыков) (1826 1889), писатель. Учился в Царскосельском лицее (1838 44), по окончании которого служил в канцелярии Военного министерства (1844 48). В 40 х гг. сблизился с кружком М. В. Петрашевского (см. Петрашевцы). В… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — (1826≈1889), русский писатель; см. Салтыков М. Е …   Большая советская энциклопедия

  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин …   Википедия

  • Салтыков (Салтыков-Щедрин) Михаил Евграфович — (настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) (1826—1889), русский писатель, публицист. В 1868—84 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). В творчестве Салтыкова, сочетающем публицистичность и …   Большой Энциклопедический словарь

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826, село Спас Угол Калязинского уезда Тверской губернии — 1889, Петербург), писатель. Начиная с 1831 часто бывал в Москве с родителями, снимавшими квартиры в арбатских переулках и… …   Москва (энциклопедия)

  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — (наст. фамилия Салтыков, псевд. "Н.Щедрин") (1826 1889). Выдающийся рус. писатель сатирик и поэт, классик отечественной лит ры. Род. в с.Спас Угол (Калязинского уезда Тверской губ.), учился в моск. Дворянском ин те, окончил… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — (наст. фам. Салтыков; 1826–1889) – рус. писатель сатирик, публицист. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. В творчестве С. Щ. воссоздан гротескно сатирич. образ рус. бюрократии как порождения самодержавно крепостнич. строя… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Салтыков-Щедрин, Михаил — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»