РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович

РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович
РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович
РЯБУШИ́НСКИЙ Николай Павлович [12 (24) мая 1877, Москва — апрель 1951, Ницца], российский меценат. Единственный из братьев Рябушинских (см. РЯБУШИНСКИЕ), вышедших из семейного предприятия, пятый сын Павла Михайловича.
Как и старшие братья, получил хорошее коммерческое образование, но решив посвятить себя искусству, получил свою долю паев в семейном предприятии. На его средства издавался иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы «Золотое руно». Он выходил в 1906—1909 и объединял представителей символизма: А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович), В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), К. Д. Бальмонта (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна), Д. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич). На страницах этого журнала печатались И. А. Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич), Л. Н. Андреев (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Максимилиан Волошин (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), Корней Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович). Сюда же входили художники объединения «Голубая роза»: М. С. Сарьян (см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич), П. В. Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), С. Ю. Судейкин (см. СУДЕЙКИН Георгий Порфирьевич), Н. Н. Сапунов (см. САПУНОВ Николай Николаевич). По инициативе редакции журнала устраивались выставки произведений современных русских художников, неизменно привлекавшие к себе внимание публики.
По заказу Н. П. Рябушинского на Нарышкинской аллее близ Петровского парка в начале 20 века была возведена одна из самых роскошных загородных дач ближнего Подмосковья, получившая название «Черный лебедь». Эта вилла славилась не только своей оригинальной архитектурой и богатой меблировкой, шумными приемами для московской богемы, но и исключительной коллекцией картин.
Николай Павлович собирал старую и новую живопись. Среди картин старых западноевропейских мастеров были работы Лукаса Кранаха Старшего (см. КРАНАХ Лукас Старший), Брейгеля (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший), Пуссена (см. ПУССЕН Никола). Французская школа была представлена художниками Корнелисом Ван Донгеном (см. ВАН ДОНГЕН Кис) и Жоржем Руо (см. РУО Жорж). Их полотна он стал собирать первым из русских коллекционеров. Однако большую часть собрания составляли картины русских мастеров, группировавшихся вокруг журнала «Золотое руно».
По инициативе Николая Павловича в марте 1907 открылась выставка московских символистов, вошедшая в историю русского искусства как выставка «Голубая роза». Экспозиция была устроена в доме фарфорового фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой (ныне д. 8). Стены всех залов были задрапированы серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, стояли многочисленные вазы с гиацинтами, нарциссами, лилиями. На выставку были приглашены известные музыканты. Здесь же читали стихи Андрей Белый и Валерий Брюсов. Устроители выставки во главе с Николаем Павловичем стремились создать атмосферу полного погружения в искусство, особого рода «благоговейной сосредоточенности». Художественный критик Сергей Маковский (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович) назвал выставочные залы «часовней искусств».
После закрытия выставки в коллекцию Рябушинского перешли многие картины. В собрании Рябушинского были известные скульптуры О. Родена (см. РОДЕН Огюст) — одна из фигур композиции «Гражданам Кале» (тонированный гипс) и бюст Виктора Гюго (мрамор).
Фигура Рябушинского и его начинания вызывали в основном ироническое отношение к себе. Большая часть интеллигенции, воспитанная на «критическом реализме» и передвижниках, вообще воспринимала новое искусство как скандал, а уж участие в художественном процессе купца, само звание которого ассоциировалось лишь с самодурами А. Н. Островского, и вовсе казалось скверным анекдотом. Между тем, дальнейшее развитие искусства показало, что Николай Павлович обладал и вкусом, и настоящим чутьем на подлинно художественные вещи. К концу 1909 он разорился: сказались непомерные расходы на издание роскошного журнала, затраты на организацию блестящих выставок, а также беспорядочная жизнь. В 1911 он был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. В первую очередь были проданы картины старых европейских мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причем Рябушинскому удалось выкупить некоторые свои картины.
Любимую часть своей коллекции — картины русских мастеров начала 20 века — он решил сохранить. Однако пожар на вилле «Черный лебедь» погубил ряд полотен, чудом уцелел портрет Брюсова работы М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович). Таким образом, от коллекции осталось лишь то, что располагалось в московском особняке Рябушинского.
Коллекционер был вынужден продать и свое небольшое собрание икон; их новым обладателем стал известный собиратель А. В. Морозов.
Октябрь 1917 Рябушинский встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства, в 1922 эмигрировал. Его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России.
Рябушинский поселился во Франции, где владел сетью антикварных магазинов.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович" в других словарях:

  • Рябушинский, Николай Павлович — Род. 1877, ум. 1951. Русский меценат, коллекционер. В 1906 1909 г. финансировал издание журнала русских символистов "Золотое руно". Инициатор выставки московских символистов "Голубая роза" (1907). В собрании Р. работы русских… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Рябушинский, Павел Павлович — Павел Павлович Рябушинский …   Википедия

  • Рябушинский — русская фамилия, получившая название от Рябушинской слободы Пафнутьевского монастыря близ г. Боровска (ныне Московской области). Рябушинские династия российских предпринимателей. Рябушинский, Владимир Павлович (1873 1955) Рябушинский, Михаил… …   Википедия

  • РЯБУШИНСКИЕ — РЯБУШИНСКИЕ, российские промышленники и банкиры. Из крестьян старобрядцев Калужской губернии. Братья Василий Михайлович и Павел Михайлович в 1820 30 е гг. начинали с мелкой торговли, затем открыли небольшую текстильную фабрику в Москве, затем… …   Энциклопедический словарь

  • ГОЛУБАЯ РОЗА — «ГОЛУБАЯ РОЗА», объединение русских художников, получившее название от одноименной выставки, организованной в 1907 в Москве под патронажем журнала «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) и его издателя, промышленника и мецената Н. П.… …   Энциклопедический словарь

  • ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал) — «ЗОЛОТОЕ РУНО», ежемесячный художественный и литературно критический журнал символистов (см. СИМВОЛИЗМ), 1906 09, Москва. Редактор издатель Н. П. Рябушинский. (см. РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович) Под маркой журнала выходили книги символистов …   Энциклопедический словарь

  • Список членов Государственного совета Российской империи — …   Википедия

  • Имя Россия — Имя Россия  проект телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD второй половины 2008 года, направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет пользователей, телезрителей и радиослушателей. Аналог английского …   Википедия

  • Имя России — Имя Россия проект телеканала «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет пользователей, телезрителей и радиослушателей. Аналог английского «100 великих британцев (англ.)» и украинского… …   Википедия

  • Октябрист — Союз 17 октября («Октябристы») право либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905 1917 годах. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»