МИНГУС Чарли

МИНГУС Чарли
МИНГУС Чарли
МИ́НГУС (Mingus) Чарли (полн. имя Чарлз) (22 апреля 1922, Ногэйлс, шт. Аризона — 5 января 1979, Кернавака, Мексика), американский джазовый (см. ДЖАЗ) контрабасист, пианист, композитор, бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР).
Начало профессиональной карьеры джазмена
Влечение к музыке проявил очень рано — под впечатлением от спиричуэлов (см. СПИРИЧУЭЛ) и госпел (см. ГОСПЕЛ)-сонгов, которые он слышал, регулярно посещая церковь. Детство провел в одном из негритянских кварталов Лос-Анджелеса. Джазом заинтересовался, познакомившись с грамзаписями нью-орлеанских музыкантов, а также на концертах оркестра Дюка Эллингтона. Систематические занятия музыкой начал в 8 лет, освоив игру на тромбоне и флейте. В 16 лет перешел на виолончель и контрабас, изучал академическую композицию, а кроме того брал уроки фортепиано. Свои первые музыкальные сочинения написал в 1939 (What Love) и в 1940—41 (Half-mast, Inhibitions, обе записаны в 1960-е). После дебюта в школьном ансамбле стал выступать как профессионал с оркестрами Ли Янга (см. ЯНГ Лестер) (1940), Луи Армстронга (см. АРМСТРОНГ Луи) (1941—1943), Барни Бигарда и Кида Ори (1942), с танцевальным бэндом Элвино Рея, собственным трио, биг-бэндом Лайонела Хэмптона (1946—1948, первые записи), аккомпанировал ритм-энд-блюзовым певцам. В этот период получил от джазменов прозвище «барон Мингус».
Период активного творчества
В 1951 переехал в Нью-Йорк, где играл в трио «Реда» Норво (1950—51), но решил уйти из него в знак протеста против расовой сегрегации (ему не разрешали появляться с белыми в респектабельных клубах и участвовать с ними в телепрограммах), затем сотрудничал с Билли Тэйлором (1952—53), выступал в концертах филармонического джаза. В 1952 основал студию звукозаписи Debut. В дальнейшем примкнул к лагерю молодых революционно настроенных музыкантов бопа, принял участие в их программном концерте в Торонто (Jazz at Massey Hall: Quintet of the Year, 1953). Наступил период активного и плодотворных творческих контактов с самыми яркими представителями модерн-джаза (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) Чарли Паркером (см. ПАРКЕР Чарли Берд), Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи), Майлсом Дэвисом (см. ДЭВИС Майлз), Телониусом Монком (см. МОНК Телониус), и др.
В 1953 его пригласил в свой оркестр Дюк Эллингтон (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк). Однако, первый значительный успех достигнут им был позднее в его самостоятельной практике как руководителя трио (Money Jungle, 1962). Первые успешные композиторские эксперименты Мингуса относятся еще к 1953—55, когда он вошел в состав неформального объединения музыкантов-новаторов Jazz Composers" Workshop. Стремление к полной самостоятельности в реализации своих замыслов побудило его к созданию собственно экспериментальной творческой мастерской — Jazz Workshop (1953—55). Здесь он мог более эффективно планировать и направлять работу с исполнителями своих произведений, апробировать новые методы композиции, сольной и коллективной импровизации (см. ИМПРОВИЗАЦИЯ). Мингус экспериментировал также в русле «Poetry & Jazz» синтеза джаза и поэзии (1959—60). В 1960-е Мингус возобновил интенсивную работу как менеджер негритянских музыкантов и организатор студийных сессий, в связи с чем создал новую фирму звукозаписи. Как инструменталист и композитор принял участие в создании ряда фильмов Фрэнка Синатры (см. СИНАТРА Фрэнк) (Higher and Higher), Боба Хоупа и Бинга Кросби (см. КРОСБИ Бинг) (Road To Zanzibar), выступал на телевидении, руководил квартетом, писал аранжировки для Ньюпортского джаз-фестиваля. Блестяще выступил в ньюйоркском Таун-Холле и на фестивале в Монтерее. В 1964 совершил европейское турне с Э .Долфи, Дж. Байардом и К. Джорданом.
Несмотря на испытания
После участия в кинофильмах Shadows и All Night Long о нем самом был снят в 1968 документальный фильм на материале концертов в Бостоне. В 1969 Мингус дал в Нью-Йорке концерт с флейтистом Дж. Стейгом и валторнистом Д. Амрамом. Затем из-за финансовых затруднений и ухудшения здоровья вынужден был прервать музыкальную деятельность. В 1971 при поддержке фонда Гуггенхейма смог опубликовать свою автобиографическую книгу Beneath The Underdog (полную психоаналитических самооценок и драматичных пророчеств), после чего вернулся к творческой практике. Во время одного из турне с ним случился частичный паралич (связанный с болезнью крови), надолго нарушивший его планы. В 1978 Мингус участвовал в концерте звезд джаза в Белом доме (по приглашению президента Дж. Картера). Сотрудничал с поп-певицей Джони Митчелл. Последние его записи были сделаны в январе 1978. В том же году состоялось исполнение его крупной композиции Revelations оркестром нью-йоркской филармонии под управлением Гюнтера Шуллера. Премьера еще одного произведения Epitaph была осуществлена Шуллером уже через 10 лет после смерти автора (1990, в 1991 в Москве).
Новатор и классик
Чарли Мингус — весьма сложный и противоречивый феномен в истории джаза. Его жизненный и творческий путь полон психологических и мировоззренческих изломов. Он не избалован славой и популярностью, подобно другим джазовым звездам, и не желал угождать общественному мнению во имя наград и титулов. Его всегда отличали углубленная серьезность и склонность к драматической экспрессии в своей музыке. Несмотря на некоторый оттенок мистицизма в его взглядах, он по натуре реалист, желающий достичь правды выражения эмоций, отразить внутреннюю сущность человека в мире, разделенном политическими и расовыми барьерами, оторванном от природной почвы, ослепленном иллюзией технического и финансового могущества. Вот почему произведения Мингуса в большинстве своем лишены безмятежности, легкости, развлекательности.
В своих инновациях Мингус опередил и предвосхитил многие революционные идеи бибопа (см. БИБОП), кул (см. КУЛ-ДЖАЗ)- и фри-джаза, симфо-джаза, оказав влияние на развитие всех основных современных джазовых стилей и направлений. Он создал новые типы композиции и многочастных оркестровых форм, ввел в практику нетрадиционные ладовые структуры, инструментально-тембровые комбинации, , использовал приемы полистилистики, контрапункта, реформировал технику игры на контрабасе (в русле мелодического солирования). Однако, при этом он всегда был далек от авангардистских экспериментов с «чистой» звуковой формой. Его главный метод работы как бэндлидера-композитора напоминает эллингтоновскую практику коллективного сочинения музыки в процессе предварительного отбора индивидуальных идей, предлагаемых участниками оркестра. Но есть и отличия: Мингус заранее создавал план композиции и в виде нотированных эскизов предлагал весь исходный материал оркестрантам для дальнейшей импровизационной разработки,. За этим стоит принцип главенства композиторского замысла над личной инициативой и свободой отдельных музыкантов оркестра. Импровизацию в ансамбле Мингус приблизил к живому диалогу, дискуссионному обмену мнениями. Сам он определял данную манеру игры термином conversational improvising («диалогическая импровизация»). Стилистика произведений Мингуса отнюдь не абстрактна при всей ее неординарности. Он сохраняет, как и Эллингтон, верность фольклорным истокам, традициям негритянской евангелической музыки и блюза, раннего нью-орлеанского джаза и свинга, обнаруживает коренные связи с европейской академической классикой, идеями Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) и Штокхаузена (см. ШТОКХАУЗЕН Карлхайнц), этническими культурами Латинской Америки, Азии и Африки. Значительна фигура Мингуса и как педагога, воспитавшего многочисленных учеников и преемников. Наиболее велики заслуги Мингуса в сфере композиции и развития джазового оркестра, и, несмотря на то, что он не реализовал всех своих возможностей и не достиг вершин славы, его роль в эволюции джаза трудно переоценить.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "МИНГУС Чарли" в других словарях:

  • Чарли Мингус — Чарльз Мингус Charles Mingus Performance for the U.S. Bicentennial, Lower Manhattan, July 4, 1976. Photo by Tom Marcello Полное имя Charles Mingus, Jr. Дата рождения 22 апреля …   Википедия

  • Паркер, Чарли — Чарли Паркер Charlie Parker Чарли Паркер …   Википедия

  • МИТЧЕЛЛ Джони — (Mitchell Joni) (наст. Роберта Джоан Андерсон, Roberta Joan Anderson) (р. 7 ноября 1943, Форт Маклеод, шт. Альберта), канадская джаз (см. ДЖАЗ) соул (см. СОУЛ) и фолк (см. ФОЛК МУЗЫКА) певица, гитаристка и автор песен. В юности училась в… …   Энциклопедический словарь

  • КЛАРК Стенли — (Стэн) (Clarke Stanley, Stan) (р. 30 июня 1951, Филадельфия, шт. Пенсильвания), американский джазовый (см. ДЖАЗ) бас гитарист, вокалист, руководитель комбо, композитор (модерн джаз (см. МОДЕРН ДЖАЗ), фри джаз, джаз рок (см. ДЖАЗ РОК), фьюжн (см.… …   Энциклопедический словарь

  • Фэтс Наварро — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Наварро. Теодор Фэтс Наварро Theodore Fats Navarro …   Википедия

  • Джаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен …   Википедия

  • Граффити — У этого термина существуют и другие значения, см. Граффити (значения). Прорисовка граффито рисунка на стене новгородского храма …   Википедия

  • Хэмптон, Лайонел — Лайонел Хэмптон Lionel Hampton …   Википедия

  • Квинтет — Deep Purple Квинтет (итал. quintetto от лат.  …   Википедия

  • Radio (альбом Naked City) — Radio Студийн …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»