- ЛЮБОМУДРЫ
- ЛЮБОМУДРЫ«ЛЮБОМУ́ДРЫ», члены «Общества любомудров» – философско-литературного кружка московских интеллектуалов («архивных юношей», по выражению А. С. Пушкина), который был образован в 1823 и просуществовал до декабря 1825. Главные участники кружка – кн. В. Ф. Одоевский (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович) (председатель), Д. В. Веневитинов (см. ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович) (секретарь), И. В. Киреевский (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич), А. И. Кошелев (см. КОШЕЛЕВ Александр Иванович), Н. М. Рожалин, В. П. Титов, С. П. Шевырев (см. ШЕВЫРЕВ Степан Петрович), Н. А. Мельгунов (см. МЕЛЬГУНОВ Николай Александрович); близки к кружку были М. П. Погодин (см. ПОГОДИН Михаил Петрович), А. С. Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович), В. К. Кюхельбекер (см. КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович). Ведущими теоретиками любомудров были Одоевский и Веневитинов. Сам термин «любомудрие» был выбран сознательно для подчеркивания своего отличия от французской просветительской философии. Одоевский писал: «До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в образе французского говоруна XVIII века,– много ли таких, которые могли бы измерить, сколь велико расстояние между истинною, небесной философией и философией Вольтеров и Гельвециев». В среде «любомудров» господствовала немецкая философия, прежде всего Кант (см. КАНТ Иммануил), Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Окен (см. ОКЕН Лоренц). Почти все «любомудры» были приверженцами романтизма, его основных принципов – национализма, индивидуализма и универсализма. Вся александровская эпопоха, пропитанная мистицизмом, оказала влияние на атмосферу кружка. Излюбленной мыслью «любомудров» было, что «истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». «Любомудры» обсуждали мысль о необходимости построения самостоятельной русской философии: «Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии». Эти идеи нашли свое воплощение в философских изданиях «любомудров» – «Мнемозине (см. МНЕМОЗИНА (альманах))» и «Московском вестнике (см. МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК)».Самым крупным памятником литературы «любомудрия» и русского романтизма был философский роман Одоевского «Русские ночи». В дальнейшем пути «любомудров» во многом разошлись. «Чистым любомудром» можно считать одного Веневитинова, умершего молодым. Для Одоевского «любомудрие» было важным, но лишь одним из этапов длительной эволюции его философско-эстетического миросозерцания. Киреевский и Кошелев стали видными деятелями славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), а Шевырев и Погодин – глашатаями «официальной народности».
Энциклопедический словарь. 2009.