барокко

барокко
БАРО́ККО неизм. [итал. barocco].
I. ср. В Западной Европе 16 - 18 вв.: художественный стиль, отличавшийся декоративной пышностью, живописностью, причудливостью форм (получил наибольшее развитие в архитектуре). Архитектура позднего б. Русское б. (национальная разновидность этого стиля).
II. прил Вычурный, причудливый, с обилием декоративных деталей (о художественном стиле). Дворец в стиле б.
Баро́чный, -ая, -ое. Б. стиль. Б-ая живопись. Б-ые фонари.
* * *
баро́кко
(итал. barocco, буквально — странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI — середины XVIII вв. Тяготело к торжественному «большому стилю», отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко (например, барокко славянских стран). Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме.
Л. Бернини. «Аполлон и Дафна».
Зимний Дворец в Санкт-Петербурге.
* * *
БАРОККО
БАРО́ККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Традиция Возрождения
Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность.
Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории (см. АЛЛЕГОРИЯ) и эмблеме (см. ЭМБЛЕМА) достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (см. АНАМОРФОЗА) уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.
История и география
Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини (см. БЕРНИНИ Лоренцо) и Ф. Борромини (см. БОРРОМИНИ Франческо) в Италии, Д. Веласкес (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) в Испании, П. П. Рубенс (см. РУБЕНС Питер Пауль) и А. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Ф. Хальса и даже Я. Вермера (см. ВЕРМЕР Ян)).
Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его — Версаль). В 17—18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.
В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко» (см. НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО), где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич).
Литература, театр, музыка
Для литературы барокко особенно характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы, где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии. Принципы барокко преломились в творчестве П. Кальдерона (см. КАЛЬЕС Плутарко Элиас), Т. Тассо (см. ТАССО Торквато), Агриппы д"Обинье (см. Д`ОБИНЬЕ Теодор), а также М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич)и Симеона Полоцкого (см. СИМЕОН Полоцкий).
В музыкальном театре происходит интенсивное развитие оперы и балета (оснащаемых все более сложными живописными, технически хитроумными декорациями), а собственно в музыке — расцвет более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии и тенденции к обособлению различных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Выдающимися представителями музыкального барокко были Дж. Габриели (см. ГАБРИЕЛИ), Дж. Фрескобальди (см. ФРЕСКОБАЛЬДИ Джироламо), А. Чести (см. ЧЕСТИ Антонио), Д. Букстехуде (см. БУКСТЕХУДЕ Дитрих) и Р. Кайзер.
Поздний этап
В первой половине 18 века — отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен — складывается стиль рококо (см. РОКОКО). Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "барокко" в других словарях:

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… …   Литературная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»