ДХАРМА-КАЙЯ

ДХАРМА-КАЙЯ
ДХАРМА-КАЙЯ
ДХА́РМА-КА́ЙЯ (санск.: Тело Закона), кардинальное понятие буддизма махаяны (см. МАХАЯНА) и ваджраяны, (см. ВАДЖРАЯНА) обозначающее абсолютную реальность, высшее состояние сознания будд (буддство, буддхатва), впервые появившееся в литературе сутр Праджняпарамиты около начала нашей эры. Это Тело недвижимо (ачала), непостижимо мыслью (ачинтья), недвойственно (адвайя) и, по большому счету, о нем ничего нельзя сказать, ибо оно вне знаков. Именно это Тело имели в виду создатели махаянских сутр (см. СУТРА), когда утверждали, что Будда никуда не приходил, нигде не был и никуда не уходил, что равноценно заявлению: Будда есть везде и всегда.
Дхарма-кайя описывается в соотнесенности со своими 1 или 2 иллюзорными проявлениями либо в виде Тела во цвете и форме (рупа-кайя), либо в виде его двух разновидностей: Тело наслаждения (самбхога-кайя), являемое йогам (см. ЙОГИ), мастерам практик созерцания (дхьяна) и Тело воплощения (нирмана-кайя), являемое в качестве живых будд, например, Шакьямуни. Они суть иллюзорно воспринимаемые действенные аспекты Тела Закона, помогающие очиститься нравственно, освободиться от страданий и приблизиться к постижению абсолюта. В мифологическом смысле эти тела рассматриваются как эманации Дхарма-кайи «вниз», что излагается и теоретически в доктринах двух или трех тел Будды.
Но, пожалуй, наиболее мистической доктриной является учение о четырех телах Будды, свойственное мадхьямикам Индии и Тибета. Они полагали и полагают, что самый тонкий истинно-интуитивный взгляд (парамартха-сатья) на Дхарма-кайю способен увидеть Самосущее Тело Будды (Свабхавика-кайя). Это своего рода проекция «вверх», которую можно сопоставить с наивысшим нирваническим небом буддийской космологической системы, где нет ни присутствия сознания, ни его отсутствия, и как раз эта неописуемая таинственная природа уже не может эманировать и потому являет собой общее единство трех других тел Будды.
В ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) Дхарма-кайя дополнилась мифологическими понятиями Адибудды (см. АДИ-БУДДА) (Изначального Будды), Сваямбху (Самосущий) и другими, некоторые из которых имели и образное воплощение.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ДХАРМА-КАЙЯ" в других словарях:

  • дхарма — ы; ж. В буддизме: мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания. ◁ Дхармический, ая, ое. * * * дхарма (санскр.), 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее… …   Энциклопедический словарь

  • ТРИКАЙЯ —     ТРИКАЙЯ (санскр. trikäya “три тела” Будды) наиболее значительная попытка теоретиков буддизма концептуализировать природу Будды посредством введения в нее различных онтологических измерений. Глубинные мотивы создания этой концепции неотделимы… …   Философская энциклопедия

  • буддизм — а; м. Одна из мировых религий, основанная на учении о четырёх благородных истинах : страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. до н.э. в Индии и назван по имени его… …   Энциклопедический словарь

  • Будда — ы; м. [санскр. buddha просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. ● По имени, данному основателю буддизма и религиозному… …   Энциклопедический словарь

  • ЛОТОСОВАЯ СУТРА — «ЛОТОСОВАЯ СУТРА» (санск.: Саддхарма пундарика сутра, букв.: Сутра Белого лотоса Благого Закона), один из самых ранних и авторитетных текстов махаяны (см. МАХАЯНА). Белый лотос – символ незапятнанной чистоты. В большинстве версий (в том числе… …   Энциклопедический словарь

  • БУДДА — (санскр. букв. просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623 544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды Шакьямуни, отшельник из шакьев )2)] В буддизме …   Большой Энциклопедический словарь

  • БУДДИЗМ МАХАЯНЫ — Основные черты. Изменившаяся концепция идеального буддиста. Если тхеравадин стремится стать архатом ( совершенным ), готовым к нирване, то махаянист возвышает путь бодхисатвы, т.е. того, кто, как Гаутама до просветления, обещает подготовиться к… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЗОГЧЕН — (тиб.: великое совершенство), учение и практика высшего девятого Пути в тибетской школе ньингма, как продолжение традиций тантрической системы Атийоги в ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА). Истоки школы Дзогчена в Тибете восходят к миссионерской… …   Энциклопедический словарь

  • Асанга — (IV в.), индийский философ буддист. Вместе с братом Васубандху считается одним из главных учителей школы йогачара (виджнянавада), в центре которой  идея исключительной значимости виджняны, или чистого сознания. * * * АСАНГА АСАНГА (санскр.… …   Энциклопедический словарь

  • АДИ-БУДДА — (санскр.), в буддизме ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА) Первобудда, олицетворяющий вневременное единство всех будд (см. БУДДА) и бодхисаттв (см. БОДХИСАТТВА), мифологический образ Тела Закона (дхарма кайя), из которого производятся все будды созерцания… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»