- ВОСТОК (космический корабль)
- ВОСТОК (космический корабль)«ВОСТО́К», серия одноместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите (СССР). Предназначен для первого в мире космического полета человека, изучения воздействия условий орбитального полета на состояние и работоспособность космонавта, проверки принципов построения космического аппарата, отработка его конструкции и систем. Создан в ОКБ-1 (ныне — РКК «Энергия» им. С. П. Королева).
Разработка начата осенью 1958. Первый полет «Востока» в автоматическом режиме — 5 мая 1960 года; до 25 апреля 1961 — 5 беспилотных полетов, из них 2 аварийных (отказ системы ориентации; нештатная работа ракеты-носителя); первый пилотируемый полет человека в космос — 12 апреля 1961 (Ю. А. Гагарин (см. ГАГАРИН Юрий Алексеевич)); до 19 июня 1963 — 6 пилотируемых полетов, самый длительный — до 6 суток. Впервые совершен групповой полет двух космических кораблей (А. Г. Николаев (см. НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич), П. Р. Попович (см. ПОПОВИЧ Павел Романович), 1962) и первый космический полет женщины (В. В. Терешкова (см. ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна), 1963).
Позднее использован как базовый при создании пилотируемой космической системы «Восход (см. ВОСХОД)» и различных искусственных спутников Земли научного («Ресурс-Ф», «Фотон») и военного («Зенит (см. ЗЕНИТ (ракета))») назначения.
Состоит из спускаемого аппарата (СА) и приборно-агрегатного отсека (ПАО). Стартовая масса — 4,73 т, длина (без антенн) — 4,4 м, максимальный диаметр — 2,43 м.
Спускаемый аппарат — сфера с наружным диаметром 2,4 м, герметичного корпуса — 2,2 м, массой 2460 кг. Его герметичный объем — 5,2 м3, свободный — 1.6 м3. Спускаемый аппарат покрыт теплозащитой толщиной от 30 до 180 мм и имеет три люка (входной, парашютный и технологический) диаметром по 1 м.
Кроме собственно космонавта в спускаемом аппарате размещены блоки систем жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, ориентации и управления, системы телеметрии, пульт космонавта, «Взор», ручка управления, средства пеленгации и связи.
Приборно-агрегатный отсек имеет диаметр 2,43 м, длину 2,25 м, весит 2270 кг и имеет объем 3 м3. В нем расположены блоки системы ориентации и управления движением, СЭП (система энергопитания), системы УКВ-радиосвязи «Заря», телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности приборно-агрегатного отсека размещены шаробаллоны (14 штук) с азотом для системы ориентации и кислородом для дыхания, двигатели ориентации, датчики Солнца, датчики телеметрии, навесные холодные радиаторы с жалюзи.
Двигательная установка состоит из тормозного двигателя ТДУ-1 (создан в ОКБ-2, ныне КБ «Химмаш», под руководством А. М. Исаева (см. ИСАЕВ Алексей Михайлович)) массой 396 кг и тягой 1600 кг, запас топлива — 280 кг обеспечивает изменение скорости космического корабля на 100—140 м/с; система ориентации — 2 блока по 8 сопел, тягой 14,7 Н каждое, рабочее тело — азот.
При создании «Востока» многие конструктивные решения выбирались исходя из принципа максимальной надежности, то есть — предельной простоты устройства и функционирования, либо использовалось многократно проверенное практикой. В частности, отсеки соединялись 4 стяжными лентами, но всего одним замком; вектор тяги двигателя при торможении был направлен неоптимально энергетически, зато требовал простейшего алгоритма системы ориентации; сферическая форма СА наиболее изучена аэродинамикой; парашютная посадка отработана в авиации.
Выведение на орбиту высотой 190—250 км (для обеспечения аварийного спуска при отказе ТДУ (тормозной двигательной установки) в течение не более семи дней) обеспечивалось ракетой-носителем «Восток».
Энциклопедический словарь. 2009.