- ВАСИЛИЙ I Македонянин
- ВАСИЛИЙ I МакедонянинВАСИ́ЛИЙ I Македонянин (836? — 28 августа 886, Константинополь), византийский император, основатель так называемой Македонской династии (см. МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ); с 26 мая 866 соправитель императора Михаила III (см. МИХАИЛ III), единолично правил с 23 сентября 867.
Происходил из македонских крестьян — переселенцев из Армении, время его рождения неизвестно. Последующая официальная историография изрядно потрудилась над составлением легенд, окруживших его появление в столице и последовавшую затем головокружительную карьеру на службе у Михаила III — от простого конюха до соправителя императора.
Правление Василия I, начавшееся с убийства законного монарха, открыло собой двухвековую историю Македонской династии, при которой Византийская держава достигла наивысшего могущества. Предпосылки к этому были заложены еще в середине 9 века. Василий Македонянин проявил себя очень способным правителем, деятельным и решительным. Его активная политика на Западе не смогла удержать Сицилию, покорение которой мусульманами становилось делом времени, но сохранила за империей ее южно-итальянские владения. В 876 к византийцам перешел город Бари, отвоеванный незадолго перед тем у арабов, было укреплено влияние империи на западно-балканских землях и в Далмации, фактически отложившейся в 820-е гг. В западных делах Василий активно сотрудничал с франкским императором Людовиком II, на дочери которого одно время думал женить своего сына Константина.
Восточная политика Василия выявила те тенденции, которые будут доминировать в ней в 10 веке: целеустремленность — завоевал Самосату, Запетру, Мелитину, дойдя до Евфрата, причем император не раз лично участвовал в походах, деля с воинами все тяготы войны. В конце жизни Василий завязал контакты с армянами, возможными союзниками против арабов, заключив дружественный договор с основателем династии Багратидов, Ашотом (885).
Оживленная законодательная деятельность времени Василия отразила черты наступавшей новой эпохи, востребовавшей наследие юстиниановой монархии. Сборник законов «Эпанагога (см. ЭПАНАГОГА)» официально утвердил возврат к идеям имперского универсализма, сформулировав принцип «сохранять имеющиеся блага, возвращать утраченные, добывать отсутствующие». Имперскими юристами была проведена огромная работа по пересмотру Кодекса Юстиниана (см. КОДЕКС ЮСТИНИАНА) , послужившая основой для «Василик», изданных уже при Льве VI (см. ЛЕВ VI Мудрый).
Столь же активно действовал Василий в церковных делах. Буквально через день после прихода к власти был низложен патриарх Фотий (см. ФОТИЙ (патриарх)) и вновь поставлен Игнатий, что способствовало восстановлению отношений с Римом. При Василии состоялся последний из признаваемых обеими церквями Вселенских соборов — VIII (III Константинопольский; 869—870), подтвердивший решения предыдущего и санкционировавший поставление Игнатия. Папа примирился с императором и неоднократно призывал его в Италию для обороны Рима от набегов арабов.
Василий беспощадно расправился с остатками иконоборчества и с ересью павликиан (см. ПАВЛИКИАНЕ), некогда пользовавшихся покровительством Исаврийцев. В походах 871—872 византийские войска разгромили павликианское государство Тефрику, которое занимало почти всю Малую Азию и было очень агрессивно по отношению к империи.
Хронисты отмечают огромную строительную деятельность Василия I в столице: количество новых храмов исчислялось десятками.
Любимый сын Василия, Константин, умер при жизни отца, наследником стал второй его сын, Лев (венчан соправителем уже в 870), с которым у императора никогда не было хороших отношений.
Энциклопедический словарь. 2009.