АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ

АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ
АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ
АСТРАХА́НСКИЕ ТАТА́РЫ, этническая группа татар (см. ТАТАРЫ), живут в основном в Астраханской области. Численность в Российской Федерации — 2 тысячи человек (2002). Делятся на юртовских татар, кундровских татар, карагашей (в прошлом выделяли еще татар трех дворов и емешных татар). Говорят на татарском языке, языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. До 1927 года пользовались письменностью — на основе арабской графики, с 1928 по 1939 — но основе латиницы, затем — кириллицы. Верующие астраханские татары — мусульмане-сунниты.
В формировании астраханских татар приняли участие народы, кочевавшие на Нижней Волге. В процессе консолидации астраханских татар определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Влияние на этнокультурное развитие астраханских татар оказали волжско-уральские (в основном казанские) татары, переселявшиеся с 17 века в Астраханскую губернию. В начале 20 века волжско-уральские татары составляли треть всех татар Астраханской губернии. Во второй половине 19 — начале 20 века астраханские татары волжско-уральскими и сибирскими татарами консолидировались в единый татарский этнос, большинство астраханских татар не выделяют себя как особую этническую общность. Антропологический облик астраханских татар разнообразен — от северо-европеоидного (западно-финского) до монголоидного, включая промежуточный уральский тип.
Основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство. Земледелие играло заметную роль лишь в северных районах Астраханского края, в основном в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья. Господствовала залежно-переложная система земледелия с элементами паровой. Приоритетной культурой являлось просо; посевы пшеницы, ржи, овса были невелики. Практиковался обмолот снопов лошадьми, волами. На юге края возделывались преимущественно бахчевые культуры (арбузы, дыни), практиковалось лиманное земледелие с естественным орошением, развивались огородничество, садоводство и виноградарство. Животноводство носило полукочевой характер: лошади, овцы круглый год находились на подножном корму. Поголовье волов и верблюдов значительно превосходило численность лошадей, птицеводство у астраханских татар было развито слабо. В дельте Волги и приморских районах важное значение имело рыболовство. Небольшая часть астраханских татар была занята в местных промыслах: по изготовлению лодок, добыче соли, обработке овчины, шерсти. Обедневшие татары нанимались батраками и поденщиками в своих или соседних русских и ногайских деревнях, уходили на заработки в прикаспийские рыбные тони, на бакинские нефтепромыслы.
Татарские аулы застраивались по квартально-уличному типу, в основном обширными усадьбами, предназначенными для проживания больших семей (до 20—25 чел.) и содержания большого поголовья скота. Состоятельные семьи на пастбищных землях нередко основывали хутора, где занимались обработкой продуктов животноводства, бахчеводством, торговлей с калмыками. Наиболее архаичными формами жилых построек астраханских татар являются временные жилища типа шалаша (хаша) на бахчах и пастбищах, юрты, приспособленные некогда для кочевой, а к началу 20 века — полукочевой жизни карагашей и кундровских татар, и полуземляночные летние и постоянные жилища из камыша, обмазанного глиной. Астраханские татары обходились без амбаров, редко возводили клети, но повсеместно строили летние кухни, сооружали летние очаги, предназначенные для приготовления пищи в котлах. Карагаши для выпечки хлеба и приготовления пищи использовали тандыр.
В зимних домах, возведенных из бревен, для обогрева и приготовления пищи использовалась печь, комбинированная с очагом и вмазанным над ним котлом. Основными предметами внутренней обстановки являлись многофункциональные нары, низкие столы (куна), дощатые полки, сундуки. Одновременно утилитарную и декоративную роль выполняли тростниковые циновки, шерстяные и войлочные паласы, ковры, занавеси (чаршау) и занавески, пологи (чыбылдых) для обрамления спальных мест, вышитые полотенца.
У разных групп астраханских татар сложились свои комплексы одежды и украшений. Однако к началу 20 века этнокультурные различия сохранились преимущественно в женском костюме, головных уборах и украшениях. У карагашей бытовала оригинальная халатобразная верхняя женская одежда с широкими рукавами (каптал) или без рукавов (казаки-каптал). Девушки повязывали голову двумя платками: концы нижнего распускали по спине, концы верхнего завязывали узлом на макушке. Свадебный убор карагашек состоял из чепца (шлауш) или покрывала, украшения (моезбек), составленного из множества металлических подвесок и спиралей, высокой цилиндрической матерчатой шапочки на плотной основе (саукеле), украшенной вышивкой и аппликацией. Юртовским татаркам праздничным убором служила высокая шапка с кожаным верхом (кундуз). Астраханские татары носили сапоги (ату) из желтого сафьяна, иногда с бархатными голенищами и позументными оторочками. Узорные сапоги (ичиги), как и головные уборы казанских татар — бархатные калфаки, характерны для городского костюма рубежа 19—20 веков. Традиционный костюм астраханских татар дополняли многочисленные, в основном металлические, украшения. По сравнению с казанскими татарами у астраханских татар оригинальны не только отдельные украшения (самобытные височные подвески, шейно-нагрудные украшения), но и традиции использования одних и тех же предметов. Серьги служили и как украшение для лица (носовые кольца), накосные украшения были принадлежностью исключительно девичьего костюма, матерчатые пояса (ксак) с металлическими накладками использовались и в женских, и в мужских костюмах.
Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали намаз, угощались обрядовой кашей, проводили различные состязания (конные скачки, борьба). В прошлом астраханские татары предпочитали заключать брачные союзы внутри своих этнических групп. У карагашей выкуп за невесту был значительно больше, чем в других группах, первая брачная ночь обычно проходила в специально изготовленной отцом невесты свадебной юрте из белого войлока. У кундровских и юртовских татар существовал ритуал целования новобрачной рук родственников мужа, только у них свадебное угощение начиналось подачей плова или пирога с рисом и мясом. У юртовских татар, как и у казанских, бытовали магические обряды «очищения» молодой при въезде в дом мужа (перепрыгивание через костер). В советское время традиционная культура и хозяйство астраханских татар претерпели большие изменения. Начиная с 1930-х годов усилились процессы урбанизации, в 20 веке в среде астраханских татар расширилась сфера применения русского языка.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ" в других словарях:

  • Астраханские татары — У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Астраханские татары (тат. Əsterxan tatarları, Әстерхан татарлары)  территориальная группа татар. В XV XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское… …   Википедия

  • Татары — У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары Татарлар …   Википедия

  • татары — тар; мн. 1. Нация, основное население Татарстана; представители этой нации. 2. Название различных тюркских, монгольских и некоторых других племён, образовавших в 13 15 вв. самостоятельное государство Золотую Орду. ◁ Татарин, а; м. Татарка, и; мн …   Энциклопедический словарь

  • татары — представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Волго уральские, сибирские и астраханские татары консолидированная и сплоченная в культурном… …   Этнопсихологический словарь

  • ТАТАРЫ — представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Волго уральские, сибирские и астраханские татары консолидированная и сплоченная в культурном… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Татары (значения) — Содержание 1 Татары 1.1 Современные народы 1.2 Название других народов 1.3 …   Википедия

  • ТАТАРЫ — группа тюркоязычных народов (Т. Ср. Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование к рых протекали в разных ист. условиях. Впервые термин Т. в форме да да или та тань отмечается в кит.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Татары в историческом смысле — Этот термин как название народа имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Т. как отдельного народа не существует; слово татары является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТАТАРЫ — народ родственный Туркам Османам, все магометане, пользуются несколькими тюркскими диалектами. Европейские Т., по большей части, потомки Половцев, смешавшихся с Монголами Золотой Орды; Казанские, Астраханские, Крымские и Литовские, всего свыше… …   Казачий словарь-справочник

  • Тюрко-татары — или турецко татарские народы термин, синонимный сл. тюрки (см.). Происхождение и значение этого термина требует пояснения. Дело в том, что под словом татары или тартары еще до настоящего времени, особенно на Западе, обозначают совокупность… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»