- АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (философ)
- АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (философ)АЛЕКСЕ́ЕВ Николай Николаевич (1879—1964), русский философ, правовед, один из идеологов евразийства (см. ЕВРАЗИЙСТВО). Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912—17), в Праге и Берлине (1922—31), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 в Женеве.
* * *
АЛЕКСЕ́ЕВ Николай Николаевич [1 (12) мая 1879, Москва — 2 марта 1964, Женева), русский философ и правовед.
Окончил в 1906 юридический факультет Московского университета, был оставлен при кафедре философии права для подготовки к профессорскому званию. Его научным руководителем был П. И. Новгородцев (см. НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович). В 1908—1910 стажировался в европейских университетах, слушал лекции Г. Зиммеля (см. ЗИММЕЛЬ Георг), В. Виндельбанда (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм), Г. Когена (см. КОГЕН Герман), А. Бергсона (см. БЕРГСОН Анри) и др. В 1911 защитил магистерскую диссертацию «Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов». С 1916 — профессор Московского университета. После Февральской революции 1917 работал в издательстве при Временном комитете Государственной думы, участвовал в подготовке к выборам в Учредительное собрание (см. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) . В 1918 — профессор Таврического университета в Симферополе. В 1922—1931 — профессор Русского юридического института в Праге, позднее — профессор Русского научного института в Берлине. Покинул Германию после прихода к власти нацистов. Преподавал сначала в Сорбонне, а в 1940—49 — в Белградском университете. С 1950 жил и работал в Женеве.
Алексеев был одним из теоретиков евразийства (см. ЕВРАЗИЙСТВО), разрабатывал в первую очередь государственно-правовую программу этого движения. Критически оценивая европейскую философию права, базирующуюся на концепции «естественного права (см. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО) », он особое внимание придавал единству правовых и нравственных моментов в жизни государства и опирался на опыт древнерусской государственности (идеал «Святой Руси» как «государства-правды»). В России—Евразии сильная государственная власть предполагает наличие духовной элиты («духовного ордена»), обладающей безусловным моральным авторитетом в обществе и действующей в интересах большинства. Алексеев считал, что на смену «объективному» (нормативному) праву должно прийти право «установочное», в большей степени укорененное в культурно-историческом опыте народа и в его религиозно-метафизической традиции. В экономическом плане он отстаивал идею «государственно-частной системы хозяйствования», призванной устранить имущественное и сословное расслоение общества и обеспечить определенное регулирование экономических отношений. Предметом философского познания, считал Алексеев, является «мир как целое» и в этом заключается особая роль философского опыта и его отличие от других наук, которые исследуют отдельные элементы действительности.
Энциклопедический словарь. 2009.