Байрон Джордж Ноэл Гордон

Байрон Джордж Ноэл Гордон
Ба́йрон Джордж Ноэл Гордон
(Byron) (1788—1824), английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—18), «Шильонский узник» (1816), «восточных» поэмах 1810-х гг. (в том числе «Гяур», «Абидосская невеста», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах-«мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» (1813—15) — острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби — «космического пессимизма»). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую (поэма «Бронзовый век», 1823), нравоописательную (роман в стихах «Дон Жуан», 1819—24, не закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был участником движения карбонариев, революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (начало XIX в.), в том числе «русского байронизма».
* * *
БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон
БА́ЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788—1824), английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—18), «восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах — «мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» (1813—15) — острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби — «космического пессимизма»). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую (поэма «Бронзовый век», 1823), нравоописательскую (роман в стихах «Дон Жуан», 1819—24, не закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был участником движения карбонариев (см. КАРБОНАРИИ), национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип «байронического рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».
* * *
БА́ЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (22 января 1788, Лондон — 19 апреля 1824, Миссолунги, Греция), английский поэт.
«Рассвет мой скрыт за тучей тьмы»
Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье. В десять лет после смерти деда (отец бежал от долгов во Францию вскоре после рождения будущего поэта) унаследовал титул лорда. Детство, проведенное в разваливающемся замке, где все напоминало о нищете, тяжелые столкновения с властолюбивой, ожесточившейся матерью, физический изъян — небольшая хромота, которая провоцировала нередкие насмешки — все это способствовало рано пробудившемуся чувству одиночества и собственной чужеродности окружающему миру. Это чувство стало одной из доминант лирики Байрона.
Будучи студентом Кембриджского университета, он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельными выпусками с 1812 по 1818. Поэзию Байрона воспринимали как манифест поколения, считавшего свою эпоху историческим безвременьем. Связывая, как многие сверстники, надежду на торжество справедливости и вольности с Великой французской революцией 1789, Байрон трагически пережил перерождение республики в диктатуру, а затем в империю, подчиненную наполеоновскому «деятельному деспотизму» (А. С. Пушкин). Подавленность, разочарование, горечь обманутой мечты, окрасившие поэзию Байрона, доносят отголоски духовной атмосферы тех лет.
Романтический мотив разлада между пошлой обыденностью и высокими, но неисполнимыми порывами души приобрел у Байрона особый драматизм. Его стихотворения и поэмы передают сложную, изменчивую гамму чувств: от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы». Обостренная гордость, мятежный дух, болезненное ощущение своей невостребованности временем и, по пушкинской формулировке, «преждевременная старость души», соединившись в сознании лирического героя Байрона, создают уникальное умонастроение. Оно вызвало бесчисленные подражательные и полемические отклики, оставшись в истории культуры под именем байронизма.
«И эти думы вечный яд»
Конфликт Байрона с конформистски настроенным английским обществом, завязавшийся уже после его поэтического дебюта, обострил крайне неудачный брак с Аннабелой Мильбэнк. В январе 1816 она покинула Байрона из-за его «ужасных привычек», под которыми подразумевала неприятие любой ортодоксии, включая и непререкаемые моральные запреты. Скандал подогревался небеспочвенными слухами о более чем родственных чувствах поэта к его сводной сестре Августе Ли. Она была адресатом нескольких его самых проникновенных стихотворений (ср. «Новые стансы к Августе» И. А. Бродского).
В мае 1816 Байрон был принужден покинуть родину — как оказалось, навсегда. Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815), где отзываются метафоры Библии, на поэму « Шильонский узник» (1816), драматические мистерии «Манфред» (1817) и «Каин» (1821). Эти произведения, как и созданный в 1813–1814 триптих «восточных» поэм («Гяур», «Корсар», «Лара» с их ориентальным фоном, создающим ощущение красочности, эмоциональной насыщенности жизни), закрепили представление о байроническом герое как истинном выразителе социальной психологии своего века. «Тоски язвительная сила» побуждает этот персонаж к бунтарству, попыткам радикально изменить собственную духовную сущность, но чувство своей ненужности на земле остается непреодоленным. Поэмы Байрона, построенные как лирическая исповедь персонажа, сочетающего в себе черты незаурядной личности и типа, свидетельствующего о верованиях и болезнях эпохи, стали литературным событием. Сходство, а нередко спор с этими поэмами распознается в творчестве многих современников Байрона (в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича, А. де Виньи).
«Тираны давят мир...»
В Швейцарии, где прошли первые месяцы изгнания, а затем в Италии Байрон пережил творческий подъем, приступив с осени 1817 к поэтической хронике «Дон Жуан», в которой сочетаются лиризм, сатира и обозрение нравов, а трактовку «вечного» сюжета о севильском обольстителе определяет пафос свободного самоутверждения личности. Вопреки мнению Пушкина, находившего, что «гений Байрона бледнел с его молодостью», это неоконченное произведение говорит о новых чертах его художественного мышления, отчасти соприродного эстетике «Евгения Онегина».
Страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном, способствовала сближению поэта с карбонариями (см. КАРБОНАРИИ) и активному участию — вместе с ее отцом и братьями — в итальянском освободительном движении. Поэт, снискавший во всем мире репутацию «Колумба новейших дней», как отозвался о нем П. А. Вяземский, мечтал о «поэзии политики», означающей прямую вовлеченность в революционные коллизии эпохи, и до конца сохранил ненависть к «тиранам», которым адресованы его страстные обличения. С началом греческого восстания против османского владычества (см. Греческая революция 1821—29 (см. ГРЕЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ)) Байрон подчинил свою жизнь борьбе за освобождение Эллады, на собственные средства собрав и вооружив отряд, с которым прибыл к месту событий. Его безвременную смерть, результат развившейся лихорадки, оплакивала вся передовая Европа.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Байрон Джордж Ноэл Гордон" в других словарях:

  • Байрон, Джордж Ноэл Гордон — Джордж Ноэл Гордон Байрон. БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788 1824), английский поэт романтик; с 1809 член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме Паломничество Чайльд Гарольда (1812 18), восточных поэмах (в том… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Байрон Джордж Ноэл Гордон — Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон, ‒ 19.4.1824, Миссолунги, Греция), английский поэт романтик, сыгравший выдающуюся роль в общественной жизни Европы как смелый борец против политической и идеологической реакции в годы… …   Большая советская энциклопедия

  • БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон — БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788—1824), английский поэт. Покинув Англию, жил в Швейцарии (1816) и Италии (1817—23); участник нац. освободит. борьбы греч. народа от тур. ига. Поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» (нач. 1809, изд.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон — (Byron, George Gordon) ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН (1788 1824), один из величайших английских поэтов романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д. Байрона, первая жена которого… …   Энциклопедия Кольера

  • Байрон, Джордж Ноэл Гордон — …   Википедия

  • Байрон Джордж Ноэл Гордон — …   Википедия

  • БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон — (1788 1824) английский поэт романтик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме Паломничество Чайльд Гарольда (1812 18), восточных поэмах (в т. ч. Гяур , Лара , Корсар ), философско символических драматических… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Джордж Ноэл Гордон Байрон — (1788 1824 гг.) поэт романтик, мыслитель Благодатны дни юности. Старость любит возвращаться к ним сквозь туман времени. Старец вспоминает в юности о солнечных часах утра. В колчане дьявола нет лучшей стрелы для сердца, чем мягкий голос. В… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Джордж Ноэл Гордон Байрон — Джордж Байрон George Byron Имя при рождении: George Gordon Byron Дата рождения: 22 января 1788 Место рождения: Лондон, Великобритания Дата смерти: 19 апреля …   Википедия

  • Байрон, Джордж Гордон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Байрон (значения). Джордж Ноел Гордон Байрон George Byron …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»