Чжоу

Чжоу
Чжо́у
название эпохи в истории Древнего Китая и китайской династии 1027—256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъёмом китайской культуры (появление философских школ — конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).
* * *
ЧЖОУ
ЧЖО́У (Chou), династия (и государство) в Древнем Китае (1027 — ок. 250 г. до н. э). Была основана У-ваном — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь (см. ИНЬ) и положившим начало новой династии. Эпоха Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу (1027 — 771 до н. э.) и Восточное Чжоу (770 — ок. 250 до н. э.).
Несмотря на сохранение преемственности правящей династии, эпоха Чжоу не является единым целостным периодом в истории древнего Китая. В эту эпоху произошли, закрепились и развились многочисленные изменения, затронувшие все сферы жизни страны.
Западное Чжоу
Племя Чжоу (происхождение и языковая принадлежность его неизвестны) входило в состав протогосударства Инь (см. ИНЬ) (Шан). Обитало оно по берегам р. Вэйхэ (см. ВЭЙХЭ (приток Хуанхэ)) — в районе Цзунчжоу (близ современного г. Сиань (см. СИАНЬ)). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи.
В 1027 до н. э. (по другим данным, в 1122 до н. э., в 1045 до н. э. и даже в 911 до н. э.) чжоуский племенной вождь У (впоследствии У-ван) нанес на территории современной провинции Хэнань (см. ХЭНАНЬ) сокрушительное поражение войскам государства Инь (Шан) в битве при Муэ и захватил его территорию. Большая часть населения Инь (Шан) была обращена в рабство.
Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от современной провинции Ганьсу (см. ГАНЬСУ) на северо-западе и Сычуани (см. СЫЧУАНЬ) на юго-западе до Желтого (см. ЖЕЛТОЕ МОРЕ) моря на востоке, от провинции Шэньси (см. ШЭНЬСИ) на севере до р. Янцзы (см. ЯНЦЗЫ) на юге.
Столица государства — Хао (Хаоцзин) — находилась у места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ (см. ХУАНХЭ) неподалеку от современного г. Сиань. Позже для закрепления своей власти в восточных районах страны чжоуские правители основали вторую (восточную) столицу — Лои (современный Лоян (см. ЛОЯН)) — в среднем течении Хуанхэ.
В I тыс. до н. э. в Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия в древнем Китае. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Довольно широко было распространено рабство. Рабами становились не только пленники, но и несостоятельные должники из состава свободных общинников. Значительную роль играли организуемые государством общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п. В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов — ши («воинские начальники», «командиры»), за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.
В середине I тыс. до н. э. (одновременно со Средиземноморьем) в Китае началось распространение железа (см. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК). Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля. Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей. К этому же времени относится начало введения новой формы повинности — натурального налога с членов крестьянской общины, которая считалась коллективным владельцем обрабатываемой ею земли. Постепенно, правда, общины утратили статус собственников земли, и вся земля стала считаться владением вана.
Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западного Чжоу, другие — к периоду Восточного Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван (см. ВАН (титул)), постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру.
Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая.
Восточное Чжоу
К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточного Чжоу, а также периода Чуньцю (см. ЧУНЬЦЮ) («Весна и осень»), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего («Разделенные царства»).
В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями было настолько существенным, что в данный период Китай не испытывал серьезной внешней угрозы, что позволило стране довольно долго без особой опасности существовать в условиях подобной раздробленности.
5 в. до н. э. знаменует собой начало нового этапа в истории чжоуского Китая — периода Чжаньго (см. ЧЖАНЬГО) («Сражающихся царств», или «Воюющих царств»). Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.
К концу периода, однако, царство Цинь, одно из наиболее крупных и экономически развитых, усилилось настолько, что смогло политическими и военными средствами объединить страну. Усилению Цинь в немалой степени содействовали реформы, проведенные в 358—348 до н. э. (существуют другие датировки) талантливым администратором и государственным деятелем Шан Яном (см. ШАН ЯН). Было введено новое административно-территориальное деление, положено начало фактическому разрушению патриархальной семьи, разрешен свободный коммерческий оборот земли. Циньские правители свергли династию Чжоу, просуществовавшую почти тысячелетие, и положили начало новой династии — Цинь (см. ЦИНЬ (династия)).
Эпоха Чжоу во многом определила дальнейшие пути исторического, культурного и духовного развития китайского народа на тысячелетия вперед. К 6—5 вв. до н. э. относится жизнь и деятельность полулегендарного мыслителя Лао-Цзы (см. ЛАО-ЦЗЫ) (Лао Эр). Согласно преданиям младшим современником Лао Цзы был Конфуций (см. КОНФУЦИЙ) (Кун Цю, Кун Фу Цзы) — основоположник конфуцианства (см. КОНФУЦИАНСТВО), ставшего основой духовной и социальной жизни Китая вплоть до 20 в.
Среди письменных источников по истории эпохи Чжоу важными и значительными являются «Шуцзин» (см. ШУЦЗИН) («Книга документов») — свод речей правителей и приближенных; эпический памятник «Шицзин» (см. ШИЦЗИН) («Книга песен») — свод песен; древнекитайская летопись «Чунь-цю» («Весны и осени»), освещающая события VIII-V вв. до н. э.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Чжоу" в других словарях:

  • “ЧЖОУ И” —     “ЧЖОУ И” наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе “Тринадцатиканония” (Шч сень цзин) и “Пятиканония” (У цзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на… …   Философская энциклопедия

  • «ЧЖОУ И» — – наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе «Тринадцатиканония» (Ши сань цзин) и «Пятиканония» (У цзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру… …   Философская энциклопедия

  • “ЧЖОУ ЛИ” —     “ЧЖОУ ЛИ” (“Чжоуские [правила] благопристойности”, “Чжоуские ритуалы”; др. названия: “Чжоу гуань” “Чжоуские чиновники”, “Чжоу гуань цзин” “Канон чжоуских чиновников”) памятник китайской мысли, входящий в свод конфуцианских канонов. Традиция… …   Философская энциклопедия

  • «ЧЖОУ ЛИ» — («Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» – «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин» – «Канон чжоуских чиновников») – памятник китайской мысли, входящий в свод конфуцианских канонов. Традиция… …   Философская энциклопедия

  • Чжоу Ли-бо — Дата рождения: 1909 год(1909) Место рождения: уезд Иянь, прови …   Википедия

  • ЧЖОУ — название эпохи в истории Др. Китая и китайской династии 1027 256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъемом китайской культуры (появление философских школ конфуцианства, фацзя, даосизма и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чжоу — (Zhou, Chou) (ок. 11 в. до н.э. 250 до н.э.), назв. второй исторически установленной кит. династии. Ее родоначальником был У Воинственный, к рый обосновал свержение династии Шан тем, что ее тираническое правление стало неугодным Небу и оно решило …   Всемирная история

  • чжоу — сущ., кол во синонимов: 1 • династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Чжоу — Китай во время династии Западное Чжоу(1050 771 до н. э.) История Китая Эпоха неолита …   Википедия

  • ЧЖОУ И — Наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе как Тринадцатиканония (Ши сань цзин), так и Пятиканония (У цзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»