- Челлини Бенвенуто
- Челли́ни Бенвенуто(Cellini) (1500—1571), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Представитель маньеризма. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия («Солонка Франциска I», 1539—43), статуи («Персей», 1545—54), рельефы. Мемуары.* * *ЧЕЛЛИНИ БенвенутоЧЕЛЛИ́НИ (Cellini) Бенвенуто (3 ноября 1500, Флоренция — 13 февраля 1571, Флоренция), итальянский художник, крупнейший скульптор и ювелир периода маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ); был также и замечательным писателем.
Бурная судьба
Родился в семье плотника. Отцу хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по профессии, дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв несколько мест жительства (Сиена и др.), установил (в 1524 в Риме) связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного города», пытавшихся отразить его захват (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) имперскими войсками (1527), был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529—34) должность начальника папского монетного двора. Почти все его ранние произведения (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку были позднее переплавлены.
Жизнь его по-прежнему протекала крайне бурно. В 1531—34 он убил коллегу-ювелира (мстя ему за смерть брата), затем напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят французским королем Франциском I (см. ФРАНЦИСК I Валуа) и исполнил его портретную медаль. В Риме же его арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538—39).
Затем жил при французском королевском дворе в Фонтенбло (см. ФОНТЕНБЛО) (1540—45). Завершил здесь работу над единственным своим сохранившимся ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению; это один из величайших шедевров в истории данного вида искусства. Речь идет о большой солонке Франциска I (1540—43). Это изделие, изображающее по краям выемки для соли Нептуна и Юнону (которые олицетворяют стихии Воды и Земли), а также сами эти стихии (в виде волнующегося синего моря и холмистой земли — с рыбами и животными) впечатляюще передает, несмотря на свои скромные размеры, игру природных сил.
Скульптор и литератор
Освоив во Франции технику масштабного бронзового литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы («Нимфа Фонтенбло», 1543—44; и др.). В этих работах впечатляюще четко проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое, «знаточеское» разглядывание.
Все эти свойства ярко проявились в наиболее значительной из работ, исполненных Челлини на службе у герцога Козимо I Медичи (см. МЕДИЧИ Козимо Старший) во Флоренции (1545—53), статуе Персея, победно поднявшего голову Медузы-Горгоны (1545—54). Здесь он исполнил и ряд других скульптур, в т. ч. пару замечательных портретных бюстов («Козимо I Медичи»; «Банкир Б.Альтовити»; оба – 1545—48). Занимался также и реставрацией античной пластики.
В 1556 Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие» (1555—62), исполнив его по обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия, Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в мраморе.
Сидя под домашним арестом, начал писать автобиографию (1558—67). Написанная на живом разговорном наречии, она представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, «Жизнь Челлини» была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также «Трактат о ювелирном деле» и «Трактат о скульптуре», начатые в 1565 и в 1568 изданные.
Энциклопедический словарь. 2009.