ценообразование

ценообразование
ЦЕНООБРАЗОВА́НИЕ -я; ср. Экон. Процесс формирования цен на товары и системы цен в целом.
* * *
ценообразова́ние
процесс формирования цен и тарифов и системы цен в целом.
* * *
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЦЕНООБРАЗОВА́НИЕ, процесс формирования цен на товары и услуги. В современной экономике существуют три основных его типа: плановое, рыночное и государственнное (на продукцию естественных монополий (см. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ)).
Плановое ценообразование, осуществляемое в рамках командной системы, (см. КОМАНДНАЯ СИСТЕМА) предписывает прямое установление государственными органами цен на определенный вид товаров или услуг, обязательных для всех предприятий, производящих эту продукцию. Рыночное ценообразование формируется с помощью таких общерыночных институтов, как биржи, (см. БИРЖА (форма оптового рынка)) ассоциации фирм-производителей или непосредственно самой фирмой. Допускаемое рыночной системой государственное ценообразование на продукцию естественных монополий предполагает, что государственные органы прямо устанавливают цены на товары естественных монополий, а также тарифы на их услуги или регулируют формирование таких цен и тарифов.
Фирма, функционирующая в рыночной системе, устанавливает цены на свою продукцию в соответствии с фирменной стратегией и политикой ценообразования. В рыночной экономике существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и маркетинговый.
Затратное ценообразование
Затратный подход предполагает формирование цены как суммы прямых издержек на производство, части общефирменных затрат и нормативно заданной прибыли. При этом реально в качестве отправной точки ценообразования выступают фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров, а сам процесс создания товара начинается с разработки специальной технологии, затем на основе технологической документации рассчитываются издержки производства, плюс желаемая фирмой величина прибыли («нормальная» прибыль). Следующий этап — поиск потенциальных покупателей, для которых данный товар имеет большую ценность, чем запрашиваемая за него цена. Если такие покупатели находятся, фирма успешно продает товар и получает прибыль. В противном случае товар на рынке не находит сбыта, и фирма вынуждена снижать на него цены.
Поскольку затратный подход является наиболее простым, он используются преобладающим большинством фирм (в частности, российских). Но затратное ценообразование обладает рядом существенных недостатков, главным из которых является стойкая неспособность учитывать нужды денежного спроса потребителя, в конечном счете определяющего реальную цену товара на рынке.
Таким образом, применение затратного метода ценообразования может привести к установления либо слишком высоких цен на слабых рынках (с ухудшающейся конъюнктурой), либо слишком низких цен на сильных рынках (с растущим спросом). В первом случае фирма сталкивается с ситуацией затоваривания и будет вынуждена реализовывать товар по сниженным ценам, терпя убытки. Во втором – прибыль окажется заниженной из-за порочного ценообразования.
Кроме того, затратное ценообразование обладает принципиально неустранимым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как она будет установлена. Это объясняется тем, что цена определяет объем продаж, а он, в свою очередь, является основой определения объема производства, поэтому именно объем производства является одним из основных факторов, влияющих на величину удельных издержек на единицу продукции. В результате в рыночной экономике фактически цена определяет величину издержек, а не наоборот, как предусматривает затратное ценообразование.
Маркетинговое ценообразование
В соответствии с принципом маркетингового (ценностного) ценообразования устанавливаемая цена на товар должна обеспечивать наивысшую прибыль фирме за счет оптимального соотношения «ценность —затраты». Такой подход исходит из оценки потребностей покупателя, а также той ценности, которую он желал бы получить в виде товара. Именно ценность товара в глазах потребителя определяет ту цену, по которой он готов приобрести товар. Соответственно, нащупав на основе маркетинговых исследований предельную цену предполагаемого товара, фирма разрабатывает технологию, позволяющую получать товар с такой ценностью (комбинацией свойств) при издержках, обеспечивающих ей желаемый уровень прибыльности.
Установление цен на основе маркетингового подхода означает, по существу, управление продажами с помощью формирования представлений покупателей о ценности для них данного товара и регулирования величины выигрыша (премии), который покупатель получает при покупке.
Задача ценообразования с точки зрения фирмы состоит в том, чтобы как можно большая часть разницы между ценностью товара в глазах потребителя и издержками его производства и сбыта превратилась в прибыль фирмы и как можно меньшая — в выигрыш потребителя. Решение этой задачи зависит также от конкурентов, работающих на том же рынке. Поэтому процедура разработки ценовой политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино информации о возможном влиянии на экономические результаты продаж, таких факторов, как издержки производства, свойства товара, предпочтения покупателей, качество товаров и уровень цен конкурентов, государственное регулирование.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ценообразование" в других словарях:

  • ценообразование — ценообразование …   Орфографический словарь-справочник

  • ценообразование — Процесс формирования цен на товары и системы цен в целом. На свободном рынке процесс ц. происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложениях в условиях конкуренции. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html]… …   Справочник технического переводчика

  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе… …   Экономический словарь

  • Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены: на основе закрытых торгов, исходя из… …   Финансовый словарь

  • Ценообразование — [price determination, price control policies, price fixing] процесс формирования цен в экономике, принципиально различный для централизованно планируемой экономики и рыночной экономики. В первом случае цены устанавливаются и контролируются… …   Экономико-математический словарь

  • Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс формирования цен и тарифов и системы цен в целом …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, я, ср. (спец.). Процесс формирования цен (в 1 знач.) и система цен в целом. Реформа ценообразования. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ценообразование — сущ., кол во синонимов: 2 • образование (194) • установление цен на товары (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Ценообразование — (Price formation) Определение ценообразования. методы ценообразования Определение ценообразования. методы ценообразования, управление ценообразованием Содержание Содержание Определение термина Цель ценообразования Методы ценообразования… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»