Халс Франс

Халс Франс
Халс Франс
Гальс (Hals) (между 1581 и 1585 — 1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана», 1633; «Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52). Поздние работы, нередко полные безысходности и пессимизма, построены на напряжённых контрастах чёрных и белых тонов («Регентши приюта для престарелых», 1664).
* * *
ХАЛС Франс
ХАЛС (Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585—1666), нидерландский живописец. Портреты, в т. ч. групповые, отличаются демократизмом, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», ок. 1630; «Мужчина в черной одежде», ок. 1650—52).
* * *
ХАЛС (Хальс, Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен — 26 августа 1666, Харлем), нидерландский художник. Живописец-виртуоз, один из лучших портретистов 17 века.
Канва жизни
Сын ткача. Учился (около 1600—03) у К. ван Мандера (см. МАНДЕР Карел ван). Жил в Харлеме (член тамошней гильдии святого Луки с 1610). Его необычно свободная, размашистая манера письма способствовала сложению легенды о том, что Хальс привык писать в состоянии опьянения; однако современные мастеру источники об этом умалчивают, сообщая лишь, что он «жил в свое удовольствие». При жизни пользовался большой известностью и имел многих учеников (среди них были А. Брауэр (см. БРАУЭР Адриан) и А. ван Остаде (см. ОСТАДЕ)), однако умер в бедности.
Групповой портрет
Испытал влияние караваджизма (см. КАРАВАДЖИЗМ) (проявившееся в любви к ярким бытовым типам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством у него стали не сильные световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.
Его самые масштабные вещи, большие многофигурные портреты выразительно обозначают как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «Офицерских пирушках» (два «Банкета офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616 и 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», 1633) сквозь условности светского ритуала, иерархию чинов проступает праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности; энергичная красочная лепка, теплые, мажорные цветовые акценты усиливают этот радостный пафос.
Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (обе картины — 1664) царит тема бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, наконец, почти смертное оцепенение, подчеркнутые в фигурах мужчин и женщин, в пассивной статике композиции и сумрачном колорите — все в целом складывается в образ глубоко трагический.
Портрет личности
Чистая радость бытия часто берет верх в его портретах супругов («И. Масса с женой», около 1621, Государственный музей, Амстердам). Образы могут иронически выражать суетную превратность жизни — один и тот же персонаж (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620-х — 1630-х годов) в одной картине (галерея Лихтенштейн, Вена) выглядит чопорным и надменным рыцарем, а в другой (Картинная галерея, Брюссель) — житейски-лукавым, добродушным мудрецом.
Характерное обаяние хальсовских образов может выражаться в простоватом самоупоении («Портрет офицера», 1620-е годы, собрание Уоллес, Лондон), в интеллектуально-тонкой гордости и довольстве («Молодой человек с перчаткой в руке», «Мужской портрет», оба — 1650-е годы, Эрмитаж), но при всем различии социальных типов и характеров оно неизменно воспринимается как проявление единой общечеловеческой стихии.
Жанровый портрет
Еще сильнее этот общечеловеческий аспект проступает в жанрово-бытовых портретах Халса. Это уже не столько образы конкретных заказчиков, сколько воплощения определенного возраста (дети и подростки), сословия, наконец, просто настроя души (бедняки и всякого рода гулящие люди). Натурная убедительность в лучших вещах возрастает, живописная манера становится предельно раскованной.
Если «Мулат» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Цыганка» (Лувр), «Мальчик-рыбак» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все — около 1630) завораживают своим задором, пафосом веселой нищеты, то в зловещем образе содержательницы трактира («Малле Баббе», около 1630, Картинная галерея, Берлин-Далем) социальное дно предстает своей обратной стороной. Так или иначе, Хальс всегда живописует жизнь, проступающую то грозно, то весело сквозь все свои частные проявления.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Халс Франс" в других словарях:

  • Халс, Франс — Франс Халс Автопортрет …   Википедия

  • Халс Франс —         Гальс (Hals) (родился между 1581 1585 умер 1666), голландский живописец. Портретист. В творчестве Халса воплотились жизнерадостность и демократизм, свойственные голландскому искусству в годы его подъёма, наступившие после победы в стране… …   Художественная энциклопедия

  • Халс Франс — Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, ≈ 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Х. характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в… …   Большая советская энциклопедия

  • ХАЛС Франс — (Hals, Frans) (ок. 1580 1666), также Хальс, голландский живописец; родился в Антверпене. Его отец покинул Фландрию по религиозным и коммерческим соображениям и поселился в Харлеме, когда Халс был еще мальчиком. Там одним из его учителей стал… …   Энциклопедия Кольера

  • Халс Франс — «Цыганка», Лувр Франс Хальс (нидерл. Frans Hals) (1580/1585, Антверпен 1666, Харлем) один из наиболее известных голландских живописцев так называемого Золотого века голландского искусства. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Халс — фамилия. Известные носители: Халс, Франс (1580 1666) нидерландский художник. Халс, Франс (младший) (нем. Frans Hals der Jüngere ок. 1618–1669) нидерландский художник[1]. Халс, Дирк (1591 1656) нидерландский художник, брат Франса Халса. Халс …   Википедия

  • Халс — Франс (Hals, Frans) Между 1581 и 1585, Антверпен 1666, Харлем. Голландский живописец. Родился в семье ткача, происходившей из Голландии и вернувшейся из Фландрии на родину в 1591. Учился у К. ван Мандера (1600 1603) в Харлеме; мастер гильдии Св.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Халс — (hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен – 1666, Харлем), голландский живописец. Сын ткача. Учился в Харлемской академии у художника и теоретика искусства К. ван Мандера (1600 03). В 1610 г. вступил в гильдию Св. Луки. Прославился прежде всего… …   Художественная энциклопедия

  • ХАЛС (Hals) Франс — ХАЛС (Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585 1666) нидерландский живописец. Портреты, в т. ч. групповые, отличаются демократизмом, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере ( Цыганка , ок. 1630; Мужчина в черной одежде , ок …   Большой Энциклопедический словарь

  • Халс, Гальс (Hals) Франс — (между 1581 и 1585—1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана», 1633; «Мужчина в… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»