Фрагонар Оноре

Фрагонар Оноре
Фрагона́р Оноре
(Fragonard) (1732—1806), французский живописец и график. Виртуозно исполненные галантные и бытовые сцены, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов («Качели», 1766).
* * *
ФРАГОНАР Оноре
ФРАГОНА́Р (Fragonard) Жан Оноре (5 апреля 1732, Грас, Прованс — 22 августа 1806, Париж), французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон). прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо (см. РОКОКО) сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов.
Начало творческого пути (1747—56)
Из семьи торговца галантереей, среди предков были итальянцы. Семья переехала в Париж в 1738 и с 1747 мальчик работал клерком в конторе нотариуса, но рано осознал свое призвание живописца. С 1747 занимался в мастерской Ф. Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), затем некоторое время у Ж. Б. Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон) и снова у обретавшего все большую известность Буше. Последний оценил его талант и выделил среди учеников. В 1752 за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам поклоняется идолам» был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Но в 1752—56 годах Фрагонар еще занимался в числе других «eleves protege» («покровительствуемых учеников») в школе академического живописца К. Ван Лоо: изучая живопись Лувра (см. ЛУВР) (там помещалась школа), анатомию, перспективу, историю, рисуя со слепков и с живой натуры. В это время он продолжает знакомиться с живописью Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Ватто (см. ВАТТО Антуан), Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), Рейсдала (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван), венецианских (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) колористов, Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), стремясь овладеть принципами тональной живописи.
Пребывание в Италии (1756—61)
В 1756 Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Возглавлявший ее в то время Ш. Ж. Натуар сразу отметил его дарование. Художник знакомится в Риме с будущим известным мастером архитектурного пейзажа Ю. Робером (см. РОБЕР Юбер) и богатым меценатом и коллекционером аббатом К. Р. де Сен Ноном. Здесь Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз», и обретает собственную манеру. По словам художника, в Италии его поражает Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ.
Аббат Сен Нон приглашает Фрагонара и Робера на виллу д"Эсте в Тиволи. Здесь Фрагонар создает серию поэтических рисунков с изображением виллы, ее живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами. В полотне «Прачки» (1760, Музей в Амьене) передан привлекший внимание художника контраст современного быта и величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали («Выигранный поцелуй», 1760, Эрмитаж) — импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Снова в Париже (1761—73). Второе путешествие в Италию (1773—74)
Осенью 1761 Фрагонар вместе с Сен Ноном возвращается в Париж. Творчество художника в этот период отличается особой интенсивностью. Он пишет пейзажи, галантные и жанровые сцены, портреты, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы Тассо (см. ТАССО Торквато) «Освобожденный Иерусалим». Под влиянием творчества Рембрандта и Тьеполо создает серию «Экспрессивные головы» — погрудные изображения старцев в плащах, фантастических одеяниях (большинство работ в частных собраниях). Это не портреты, а образы, выражающие определенные состояния («аффекты»). Они написаны динамичными широкими мазками, и интерес к решению динамичной поверхности довлеет в них над психологической глубиной трактовки образов, навеянных классической живописью. Воспоминаниями о Тьеполо навеяны и рыцарские темы полотен на сюжеты из Тассо («Явление Армиды в заколдованном лесу», 1761, частное собрание). Интересу к поэме способствовала и постановка оперы «Армида» Люлли (см. ЛЮЛЛИ Жан Батист). Волнистые удлиненные мазки полотен напоминают прихотливую орнаментацию, которую любили мастера рококо.
В 1765 Фрагонар представляет в Салон историческое полотно на сюжет из Павсания (см. ПАВСАНИЙ (писатель)) «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои» (Лувр). Среди академических работ, по свидетельству современников, оно выделяется эмоциональностью колорита, тонкими светотеневыми градациями, динамичным мазком. Академическая критика, тем не менее, благосклонно принимает работу. Художник единогласно причисляется к Академии, перед ним открывается возможность стать «первым живописцем короля», иметь декоративные заказы, работать на королевской мануфактуре гобеленов. Ему предлагают мастерскую и квартиру в Лувре. Однако Фрагонар, предпочитая работать для богатых частных заказчиков, избирает иной путь, отходит от исторического жанра, а после 1769 перестает выставляться в салонах.
В 1760—70-е годы его привлекает написание галантных сцен и жанр портрета, в котором он увлеченно работает на протяжении всей жизни. Его живописная манера, основанная на темпераментном мазке и идущей от Тьеполо и Рубенса светлой золотистой тональности, получает название «a la Fragonard». Полотна пасторального галантного жанра: «Счастливые возможности качелей» (часто называют «Качели»; 1766, Собрание Уоллес, Лондон), «Похищение Амуром рубашки» (около 1767, Лувр), «Купальщицы» (1765—72, Лувр), «Желанные мгновения» (1765—72, частное собрание) — разнообразны. Это не лишенные эротики любовные сцены и игривые пикантные сюжеты в будуарах и парках, в которых участвуют и амуры. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, одновременно присутствует и свойственная рококо эфемерность и театрализация. Как разыгрываемый на сцене эпизод смотрится полотно «Счастливые возможности качелей». Изысканное по цветовой гамме, оно строится на сочетании доминирующих тонов розового платья кокетливой дамы и изумрудного цвета зелени парка. Галантные сюжеты Фрагонара не наделены философичностью пасторалей Ватто, они свежи и естественны в передаче полнокровности земных чувств и в то же время изящны, поэтичны и декоративны, так как несут в себе дух гедонистической культуры 18 в.
Декоративность стиля проявилась и в серии «Фантастические портреты» (около 15 полотен, 1760-е годы). Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Фрагонар обращается к старине и просто фантазирует, портреты написаны интенсивными по цвету красками, которым придает еще большую яркость поток сильного света («Аббат Сен Нон в испанском костюме», Музей искусств, Барселона). Слова Гонкуров (см. ГОНКУР) о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью и в серии портретов, передающих творческие «состояния» («Вдохновение», 1769; «Пение», 1769; «Музыка», 1769; все в Лувре; и др.). Модели изображены в порывистых, необычных контрапостах (см. КОНТРАПОСТ). Французский портрет еще не знал подобной композиционной и живописной экспрессии. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—67, Лувр).
Но не только передача определенного эмоционального состояния привлекает художника. В портретах «Дени Дидро» (частное собрание), «Фрагонар, пишущий миниатюру» (Калифорнийский дворец Почетного Легиона, Сан-Франциско), «Герцог Беврон» (частное собрание) острота характеристик придает яркую жизненность образам, служит раскрытию душевного мира. Художник много работает и в графическом портрете («Художница Маргерит Жерар», Музей в Безансоне).
В 1771—72 годах полным фиаско заканчивается попытка художника создать серию из четырех декоративных панно под названием «Любовь пастухов» для фаворитки короля мадам Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна). Идиллические галантные сцены не получают признания, заказ передается Ж. М. Вьенну, автору входивших в моду композиций на античные сюжеты в сентиментальном духе.
Наряду с пасторальными сценами Фрагонар, подобно Ж. Б. Грезу (см. ГРЕЗ Жан Батист), пишет в 1770-е годы жанровые сценки с изображением семейной идиллии. Дидро (см. ДИДРО Дени), критиковавший фривольные сюжеты, посвящает этим работам статью. В картинах «Посещение кормилицы» (Национальная галерея, Вашингтон) и «У очага» (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) порой присутствует назидательность, но образы молодых матерей и детей полны чувственного очарования, а быт выглядит театрализованным.
1773—74 Фрагонар проводит в Италии, сопровождая в качестве художника богатого откупщика Бержере. В Генуе, Флоренции, Риме он делает много зарисовок уличных сцен, пейзажей, архитектуры, типов. Рисунки второго путешествия исполнены в технике бистра (см. БИСТР) с размывом (лавис (см. ЛАВИС)), сангиной (см. САНГИНА), акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, тушью. В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 столетия. По сравнению с более продуманными зарисовками виллы Д"Эсте эти листы легки и воздушны, насыщены светом.
Позднее творчество (1774—1806)
Найденные в графике возможности передачи тонального богатства света и цвета Фрагонар использовал в созданной по возвращении из Италии серии видов французских парков. Свежесть передачи непосредственного впечатления соединена в них с фантастическими элементами («Игра в жмурки», 1773—76, Национальная галерея, Вашингтон; «Праздник в Сен Клу», Французский банк, Париж). Творческая активность художника в этот период снижается. В серии аллегорических полотен 1780-х годов («Фонтан любви», Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) второй половины 18 в. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете («Ж. Л. Давид», 1780-е годы, частное собрание; «Портрет жены», Копенгаген, Музей искусств). Тот же Ж. Л. Давид (см. ДАВИД Луи) скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.
Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Его искусство завершало век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. И поэтому его наследие было близко всем мастерам 18 и 19 столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Фрагонар Оноре" в других словарях:

  • Фрагонар\ Оноре — (1732 1806), французский художник и график стиля рококо …   Биографический словарь Франции

  • Фрагонар — Фрагонар, Жан Оноре Фрагонар, Жан Оноре Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1 …   Википедия

  • Фрагонар, Жан Оноре — А …   Википедия

  • Фрагонар, Жан-Оноре — Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1732(17320405) Место рождения …   Википедия

  • Фрагонар Жан Оноре — Фрагонар, Жан Оноре Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1732(17320405) Место рождения …   Википедия

  • Фрагонар Жан-Оноре — Фрагонар, Жан Оноре Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1732(17320405) Место рождения …   Википедия

  • Фрагонар, Жан — Оноре Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1732(17320405) Место рождения …   Википедия

  • Фрагонар Ж. О. — Фрагонар, Жан Оноре Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1732(17320405) Место рождения …   Википедия

  • Фрагонар Ж. — Фрагонар, Жан Оноре Автопортрет Дата рождения: 5 апреля 1732(17320405) Место рождения …   Википедия

  • Фрагонар Жан Оноре —         (Fragonard) (1732 1806), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. В 1756 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»