- Филофей
- Филофей
I
русский писатель XVI в., монах псковского Елизарова монастыря В посланиях развивал теорию «Москва — третий Рим». Сторонник иосифлян. Автор посланий к великому князю московскому Василию III, царю Ивану IV Грозному, дьяку Мисюрю Мунехину — фактическому руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству, и др.
II
в миру Лещинский (1650—1727), митрополит Тобольский в 1702—09 и 1715—20, миссионер. В 1704 Филофей снарядил миссию в Монголию, в 1705 — на Камчатку. За время его управления в епархии построено много церквей, открыто несколько духовных школ, где вместе с русскими обучались представитель коренных народов Сибири. Способствовал обращению в православие около 40 тыс. человек (остяков, вогулов, тунгусов и др.).* * *ФИЛОФЕЙФИЛОФЕ́Й (даты рождения и смерти неизвестны, умер в Пскове), русский публицист первой половины 16 века, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III Ивановичу, царю Ивану IV Грозному, дьяку Мисюрю Мунехину (фактический руководитель администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству). В своих произведениях Филофей защищал принципы иосифлян, был сторонником присоединения Пскова к Москве. В посланиях Филофея нашла наиболее последовательное изложение теория «Москва — третий Рим» (см. МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ), утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в православном христианском мире после утраты ее Константинополем. Наиболее лаконично и точно политическая теория суверенности Русского государства была сформулирована Филофеем в его послании к Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется».
Энциклопедический словарь. 2009.