Филонов Павел Николаевич

Филонов Павел Николаевич
Фило́нов Павел Николаевич
(1883—1941), живописец и график. Основоположник направления русского авангарда, связанного с философским учением Н. Ф. Фёдорова; в символических, драматически напряжённых произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей мировой истории («Пир королей», 1913). С середины 1910-х гг. отстаивал принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развёртыванию композиций («Формула петроградского пролетариата», конец 20-х гг.).
* * *
ФИЛОНОВ Павел Николаевич
ФИЛО́НОВ Павел Николаевич (1883—1941), российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории («Пир королей», 1913). С середины 1910-х годов отстаивал принципы «аналитического искусства», основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций («Формула пролетариата», 1912—13, «Формула весны» 1928—29). Ученики Филонова составили группу «Мастера аналитического искусства» (см. МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА) .
* * *
ФИЛО́НОВ Павел Николаевич [8 (20) января 1883, Москва — 3 декабря 1941, Ленинград], российский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Создатель особого направления — «аналитического искусства».
Переехав в 1897 в Петербург, Филонов начал свой путь в искусстве учеником в малярно-живописных мастерских (1897—1901); затем учился в частной школе Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1902—08). В 1905—07 художник совершил поездки по Волге, в Новый Афон на Кавказе, посетил Иерусалим. В 1908—10 был вольнослушателем Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств. Изучал классическое искусство, путешествуя по Италии и Франции (1912).
Влияние футуризма
Вступление в 1910 в «Союз молодежи» и сближение с членами группы «Гилея» (В. В. Хлебников (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич), братья Бурлюки (см. БУРЛЮК Давид Давидович) и др.) оказало влияние на становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев русского авангарда. В 1913 написал вместе с И. С. Школьником декорации для футуристической постановки трагедии «Владимир Маяковский»; проиллюстрировал ряд футуристических книг («Изборник» В. В. Хлебникова, 1914; сборник «Футуристы. Рыкающий Парнас», 1914 и др.). Выпустил собственную книгу «Пропевень о проросли мировой» (1915), родственную поэтике Хлебникова.
Филоновский метод
В статье «Канон и закон» (1912) впервые изложил свою теорию аналитического искусства. Основной ее смысл можно определить как стремление выразить в живописи, пластике принцип органического роста художественной формы, адекватный свойствам и процессам, протекающим в природе. В этом состояла противоположность филоновского метода рациональным приемам кубизма, футуризма, геометрического беспредметничества. Первое объединение, созданное художником в 1914, называлось «Сделанные картины»; одним из главных положений своего аналитического метода он объявил «принцип сделанности»: кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности была непреложным условием создания сколь угодно большой картины. «Тщательно сделанная вещь», картина должна была воздействовать на эмоции зрителя и заставлять его принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. C редкостным профессиональным мастерством художник сочетал в своих работах экспрессионистическую остроту и неопримитивистскую архаизацию образов. Глубинные философско-культурологические размышления Филонова определили художественно-пластический строй картин «Запад и Восток», «Восток и Запад» (обе 1912—13), «Пир королей» (1913) и др. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей; антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин, в том числе работ «Мужчина и женщина» (1912—13), «Рабочие» (1915—16), рисунка «Постройка города» (1913) и др. В иной группе произведений — холстах «Крестьянская семья (Святое семейство)» (1914), «Коровницы» (1914), цикле «Ввод в мировый расцвет», вторая половина 1910-х, рисунках «Георгий Победоносец» (1915), «Мать» (1916) и др. — художник воплотил свои утопические мечтания о будущем воцарении справедливости и добра на земле.
В 1916—18 Филонов воевал на фронте; по возвращении в Петроград в 1918 включился в художественную жизнь. В 1923 был среди организаторов Государственного института художественной культуры в Петрограде, некоторое время возглавлял там отдел общей идеологии.
В 1920-е гг. Филонов создал цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Выступал на диспутах, пропагандируя принципы аналитического искусства.
На протяжении десятилетий Филонов разрабатывал своеобразный живописный жанр, стремясь воплотить высшую суть, глубинный смысл явления в драгоценной пластической «формуле» («Формула пролетариата», акварель, 1912—13, «Формула Космоса», 1918—19, первая «Формула весны», 1927—28 и др.). В 1928—29 создал свое центральное произведение, монументальную картину «Формула весны». Сверкающим мозаичным ковром, сотканным из тысяч и тысяч «атомов», каждый из которых обладал своим цветом и огранкой, расстилалось оригинальное творение Филонова, соединявшее, казалось бы, несоединимое — абстрактную беспредметность и фигуративную образность.
Теоретик аналитического искусства
В «Декларации «Мирового расцвета», ставшей вторым вариантом теории аналитического искусства (была опубликована в журнале «Жизнь искусства», 1923, № 20), Филонов провозглашал: «Так как я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты, — то я отрицаю вероучение современного реализма «двух предикатов» и все его право-левые секты, как ненаучные и мертвые, — начисто».
Этот манифест послужил основой для консолидации последователей Филонова; коллектив, в основном сложившийся в 1925, принял название «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В 1927 в ленинградском Доме печати группой была устроена коллективная выставка, а также оформлен спектакль по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке Игоря Терентьева (см. ТЕРЕНТЬЕВ Игорь Герасимович) . Члены того же коллектива во главе с Филоновым проиллюстрировали карело-финский эпос «Калевала» (М.-Л., 1933).
С конца 1920-х гг. и вплоть до смерти художника и его соратники, сохранившие верность методам аналитического искусства, подвергались травле. Единственная прижизненная персональная выставка Филонова была устроена в залах Русского музея, но открытие ее было запрещено (1929—30). Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их достоянием государства, было сохранено его сестрой Е. Н. Глебовой и в 1977 передано ею в дар Государственному Русскому музею.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Филонов Павел Николаевич" в других словарях:

  • Филонов, Павел Николаевич — Павел Николаевич Филонов …   Википедия

  • Филонов Павел Николаевич — (1883—1941), живописец и график. Учился в Петербурге в частных студиях (с 1897) и АХ (1908—10). Член учредитель объединения «Союз молодёжи» (с 1910). В начале творческого пути стремление в ёмких синтетических художественных образах… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Филонов Павел Николаевич —         (1881 1941), советский живописец и график. Учился в Петербурге в частных студиях (с 1897) и в АХ (1908 10). Член учредитель Союза молодёжи . В начале творческого пути стремление в синтетических художественных формулах выразить грядущий… …   Художественная энциклопедия

  • ФИЛОНОВ Павел Николаевич — (1883 1941) российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно материальных закономерностей хода мировой истории ( Пир королей , 1913). С сер. 1910 х гг. отстаивал принципы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Филонов Павел Николаевич —       (1883 1941), живописец и график. Учился в Петербурге в частных студиях (с 1897) и АХ (1908 10). Член учредитель объединения «Союз молодёжи» (с 1910). В начале творческого пути стремление в ёмких синтетических художественных образах выразить …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Филонов Павел Николаевич — Автопортрет Павел Николаевич Филонов (1883, Москва 1941, Ленинград) русский художник, теоретик искусства, поэт. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Филонов, Павел Николаевич — П.Н. Филонов. Коровницы . 1914. Русский музей. ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1883 1941), живописец и график. Член учредитель созданного в 1909 общества художников “Союз молодежи” в Петербурге. В символических, драматически напряженных произведениях… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Филонов, Павел Николаевич — (08.01.1883, Москва 03.12.1941, Ленинград)    русский живописец и график. Выходец из мещанского сословия. Учился в частной студии Л.Дмитриева Кавказского в Санкт Петербурге (1903 1908) и в высшем Художественном училище при петербургской Академии… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Филонов, Павел Николаевич — Род. 1883, ум. 1941. Живописец, график, теоретик искусства, представитель русского авангарда начала XX в. Родоначальник "аналитического искусства". В 1910 г. участник "Союза молодежи". Иллюстрировал "Изборник" В. В.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Павел Николаевич Филонов — Автопортрет Павел Николаевич Филонов (1883, Москва 1941, Ленинград) русский художник, теоретик искусства, поэт. Содержание 1 Биография …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»