- Тышкевич Беата
- Тышке́вич Беата(Tyszkiewicz) (р. 1938), польская киноактриса. Наиболее значительные роли сыграла в фильмах режиссера А. Вайды: «Самсон», «Пепел», «Всё на продажу». Артистизм, чуткость к стилевым особенностям произведения обеспечили Тышкевич успех в фильмах на историческую тематику («Рукопись, найденная в Сарагосе», «Марыся и Наполеон», «Великая любовь Бальзака»), а также в литературных экранизациях («Кукла», «Дворянское гнездо» — в СССР).* * *ТЫШКЕВИЧ БеатаТЫШКЕ́ВИЧ (Tyszkiewicz) Беата (р. 14 августа 1938), польская киноактриса.
Дебютировала в 1957. Становление актерской карьеры Тышкевич приходится на 1960-е гг. («Общая комната» В. Е. Хаса, 1960; «Сегодня ночью погибнет город» Я. Рыбковского, 1961; «Первый день свободы» А. Форда, 1964). Была женой А. Вайды (см. ВАЙДА Анджей), снявшего Тышкевич в трех фильмах («Самсон», 1961; «Пепел» по С. Жеромскому (см. ЖЕРОМСКИЙ Стефан), 1965; «Все на продажу», 1969) как в ролях исторических героинь, так и современных женщин. Именно Вайде удалось раскрыть в своих лентах все грани ее разностороннего дарования. Прекрасные внешние данные актрисы использовали другие режиссеры в исторических ролях в разножанровых картинах , в том числе комедиях («Марыся и Наполеон» Л. Бучковского, 1967), а также экранизациях национальной классики, осуществленных Хасом («Рукопись, найденная в Сарагосе», по Я. Потоцкому, 1965; «Кукла», по Б. Прусу (см. ПРУС Болеслав),1968) и биографических фильмах («Большая любовь Бальзака» В. Соляжа, 1973, роль Эвелины Ганской).
Снималась за рубежом (в фильмах «Человек с бритой головой» А. Дельво, 1965; «В пути» М. Месарош, 1979), в том числе в СССР («Дворянское гнездо» А. С. Михалкова-Кончаловского (см. МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич), 1969; «Европейская история» И. А. Гостева,1984).
Энциклопедический словарь. 2009.