- трагедия
- ТРАГЕ́ДИЯ -и; ж. [греч. tragōidia]1. Драматическое произведение, в основе которого лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя. Трагедии Шекспира. Древнегреческая т. Классическая т. Ставить, пустить трагедию.2. Тяжёлое потрясение, переживание, несчастье личного или общественного характера. Семейная т. Т. личной жизни. Т. народа, страны. Пережить трагедию. Делать, устраивать трагедию из чего-л. (отчаиваться без достаточных оснований; предоставлять что-л. слишком мрачным, безнадёжным). // Несчастный случай, катастрофа. Идти по следам трагедии. Т. разразилась внезапно. Лесной пожар - т. для обитателей леса.3. = Траги́зм (2 зн.). Т. жизни. Т. одиночества.◁ Траги́ческий (см.).* * *траге́дия(от греч. tragōdía, буквально — козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряжённой форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с XVIII в., и особенно в драматургии реализма, жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, например «мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. В. Вишневский); с конца XIX в. становится актуальной трагикомедия.* * *ТРАГЕДИЯТРАГЕ́ДИЯ (от греч. tragodia, букв. — козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического (см. ТРАГИЧЕСКОЕ), противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: «Мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.
Энциклопедический словарь. 2009.